Финансовый кризис коснулся всех сфер нашей жизни и прежде всего семьи. Что проще: купить ребенку очередную дешевую куколку или объяснить, почему не стоит идти в магазин «просто так» на каждой прогулке
Финансовый кризис коснулся всех сфер нашей жизни и прежде всего семьи. Что проще: купить ребенку очередную дешевую куколку или объяснить, почему не стоит идти в магазин «просто так» на каждой прогулке? Раньше проще было купить. А теперь денег стало намного меньше. И вместе с брешью в кошельке многие мамы и папы с грустью обнаружили, что их дети не испытывают ни малейшего уважения к деньгам.
Мне часто задают вопрос: с какого возраста нужно приучать ребенка к деньгам? Всегда хочется ответить известной фразой: «Сколько вашему ребенку? Десять? Вы опоздали на десять лет!» И пусть не с младенчества, конечно, но воспитание финансовой состоятельности начинается, когда ребенок впервые обратил внимание и заинтересовался деньгами или тем, что с ними связано. У каждого свой срок, но он всегда приходит раньше, чем мы думаем. Обратите внимание, дети очень рано заменяют "дай" на "купи". Вот с первого "купи" и надо начинать.
Главное, не забыть объяснить, что значит купить! Я встречала детей, у которых "купи" отдельно от денег. Для них купить — это значит взять в магазине то, что понравилось. Так вот это не "купи". Это снова "дай". А потакание ему — взращивание эгоизма.
Правильное "купи", это когда вы подходите с ребенком к прилавку, называете вслух цену вещи и начинаете рассуждать, сколько денежек у вас в кошельке, дорого стоит вещь или нет, насколько ее цена соответствует качеству и потребностям вашей семьи, как вы зарабатываете деньги и можете ли позволить себе купить. Здесь главное простота, доброжелательность и конкретика. А что нельзя? Нельзя огрызаться, срываться на ребенке, если у вас денег на эту вещь нет. Он же не виноват, что ему хочется. Поэтому, если отказываете, то обязательно с рассуждением о том, почему нельзя, и хотя бы через раз при отказе покупайте что-нибудь незначительное в качестве компенсации, чтобы ребенок не чувствовал себя совсем уж обделенным.
Уважение, работа, ответственность, труд... Кого угодно от таких слов «загрузит». И ребенка в том числе. А деньги — это не только бумажки и пластик, кредитные обязательства и заработная плата. Это еще и радость, шалости, красивые вещи, вкусная еда. Плохо, когда человек живет только одними удовольствиями. Но также плохо, если он вырастает трудоголиком, не способным потратить на себя лишнюю копейку. Поэтому стремитесь, чтобы разговоры о деньгах были правильными, но легкими!
Например, с денежками можно пообщаться. Предложить ребенку выбрать свою любимую купюру (обязательно новенькую, хрустящую) и назвать ее волшебной. Хранить в шкатулке и нашептывать ей желания (метод подходит для детсадовской малышни еще не потерявшей веру в Деда Мороза и добрую фею). А еще я лично люблю разглядывать со своими детьми деньги разных стран. Ведь они, как правило, очень красивые. Чтобы купюру нарисовать, трудилось много художников. В нее вкроена символика страны, национальные орнаменты, изображены памятные места и лица первых лиц государства.
Любопытно, что многие взрослые люди совершенно не помнят, что нарисовано на деньгах страны, в которой они живут. На своем семинаре «Деньги» я частенько даю простенькое задание: воспроизвести по памяти денежную купюру. И многие не могут... О чем это говорит? Не только о банальной невнимательности, но и о том, что люди стремятся как можно быстрее избавиться от денег, едва они попадают в руки.
Но чтобы деньги «руки не жгли», их нужно чаще и дольше держать в руках. Разглядывать, запоминать, зарисовывать по памяти. Для ребенка это, кстати, очень полезно — память развивает. Да и взрослому хоть раз в жизни не помешало бы.
Обычно родители делятся на две категории: те, кто дает совсем маленьким детям свои кошельки "поиграть", и те, кто суматошно вырывает деньги из рук, мол, грязные. В первом случае отношение ребенка к деньгам обесценивается. Деньги — это сакральное энергия. Кошелек — вместилище сакральной энергии. По-хорошему к нему даже сам владелец должен испытывать благоговейный трепет, а уж ребенок и подавно. Архетипический аналог кошелька — сокровищница. А у детей, особенно маленьких, в возрасте до 7 лет, сознание архетипическое. Они в отличие от нас, взрослых, не верят в чудо — они точно знают, что чудо есть. И если они поверят в волшебную лампу Аладдина, у них не будет проблем с ощущением богатства, внутренним правом на него, они никогда не променяют золото на дешевую бижутерию и не согласятся на фальшивку ни в чем — ни в материальном мире, ни в мире отношений.
А если отнимать у ребенка деньги и называть их "грязными" — эффект обратный. Презрение, страх, ощущение грязи на руках — вот то, что можно таким образом привить. Поэтому, если вы считаете, что ребенку, подержавшему в руках купюру, стоит помыть руки, предложите ему это сделать по какой-то другой причине, не акцентируя внимания на деньгах.
Каждый родитель хотел бы для ребенка обеспеченного будущего. А это значит — надо прививать любовь или хотя бы ответственность к учебе, к которой многие дети относятся без всякого энтузиазма. Что же делать? Некоторые, начитавшись западных психологов, стали вводить для детей материальные поощрения. Получил в школе десятку — вот тебе латик. Плохо выполнил контрольную — останешься без поощрения (или открывай копилку и сам внеси денежку в семейный бюджет). Естественно, у подхода есть противники, мол, нечего спекулировать на святом. А на самом деле все зависит от среды, в которой воспитывается ребенок, от его характера, способа мышления.
Любой ребенок видит, как зарабатывают деньги родители, и строит свою систему ценностей, отталкиваясь от семейной. Если родители бизнесмены, в доме постоянно ведутся разговоры о сделках, договорах, поставках, налогах, то есть витает дух предпринимательства, ребенок спокойно усваивает такую модель отношений и готов включаться в процесс зарабатывания денег как можно скорее. Ну а если мама выдает сыну-подростку деньги на школьную экскурсию точные до копейки? Можно надеяться, что такой маме повезет и у нее родится новый Билл Гейтс. Но скорее всего, у ребенка тоже будут трудности в отношении к деньгам, и тогда никакие финансовые поощрения не будут ему интересны. Он просто не будет знать, на что потратить заработанные латы.
Поэтому, главный критерий правильного воспитания — естественность. Не умеете сами распоряжаться деньгами — не учите детей. Лучше честно скажите им, что сами до сих пор пока еще не уверены в себе. Читайте книги о финансовой успешности, посещайте тематические семинары и заговаривайте о деньгах с детьми только тогда, когда будете знать, что сказать. Все должно быть в меру. Иногда стоит без всякого повода сделать подарок, чтобы ребенок поверил: тяжкий труд не единственный способ обретения благ. Или отказать в покупке, если отрока «заносит», даже если сумма, которую он просит, для вас пустяковая.опубликовано econet.ru
Автор: Елена Шубина
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ua/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий