Подпишись

Музыкалка или каторга?

Экология жизни: Задача современной музыкальной школы — таких немного, но они есть — это выход за рамки шаблонов...

Почему дети не хотят учиться в музыкальной школе

В идеале музыкальная школа должна представлять собой синергию четырех ключевых факторов: программы, комплексного обучения, концертов и комьюнити, то есть сообщества. Каждый из них по-своему важен:

  • Программа — это основа всего: она должна содержать в себе срез лучших достижений музыкальной индустрии, переосмысленных с позиций современности.

  • Комплексное обучение необходимо для того, чтобы выявить и по максимуму развить в ученике сильные стороны и способности.

  • Концерты важны как воздух: только в соприкосновении с аудиторией музыкальный талант по-настоящему оживает, чего никогда не произойдет в замкнутом пространстве школы.

  • Наконец, то, что я называю комьюнити: ученик должен чувствовать себя частью большого творческого сообщества, регулярно встречая талантливых людей и вдохновляясь их примером.

Музыкалка или каторга?

Сегодня в России очень мало школ, где бы в должной степени реализовывались все четыре составляющие. Что же мы встречаем в реальности, когда говорим о музыкальных школах?

Это либо государственная система, об опыте которой красноречиво говорит произносимая миллионами выпускников фраза «отходил в музыкалку», либо различные бизнес-проекты, основанные для заработка. 

Говоря о последних, замечу, что их никак нельзя считать полноценными школами. Как правило, это индивидуальный или групповой урок, например, по вокалу. Назвать это явление музыкальным образованием можно с тем же успехом, как, например, сертификат об окончании бухгалтерских курсов — дипломом специалиста по финансам.

Теперь о государственных школах, где преподают классическую музыку. Подавляющее большинство выпускников ходили туда как на каторгу, и после ни разу не притрагивались к инструменту.

Ситуация несколько изменилась, когда в стране постепенно начали открываться джазовые школы, то есть возникла некая альтернатива. Однако методика преподавания в этих учебных заведениях мало отличается от классической: в её основе всегда лежит закреплённый материал определённого формата.

Разница лишь в том, что в джазе присутствует элемент импровизации, а в классике его нет.

То же самое и в подходе к выступлениям: в классике готовят музыкантов, а в джазе — артистов. Иногда и тех и других воспринимают однобоко, хотя при идеальном раскладе в любом исполнителе должны гармонично сочетаться обе стороны.

 

Почему дети не хотят учиться в музыкальной школе и как это исправить?

Говоря о причинах стагнации музыкальной индустрии в России, прежде всего нужно выделить такую ключевую проблему, как острая нехватка специалистов. 

Таков парадокс: музыкальный бизнес процветает, но в нём настолько мало профессионалов, что чрезвычайно трудно обеспечить его преемственность.

Государство могло бы сделать свой заказ на подготовку специалистов, но на данный момент, увы, это никому в правительстве не нужно. Вот и получается замкнутый круг. Образование катится по заезженной колее, превращаясь в формулу-в-себе: «учёба ради учёбы», а не «учёба ради успеха», как, например, происходит в Америке.

В настоящее время в России в музыкальную школу дети ходят без внутренней мотивации. Нет её и у родителей, вернее, она неправильная — занимать ребенка каким-то делом исключительно для того, чтобы он не связывался с дурной компанией и не ступил на кривую дорожку. По сути, школа служит отвлекающим занятием — по принципу «лучше это, чем подъезды или наркотики». 

Музыкальное образование многими не рассматривается с точки зрения построения карьеры, возможности чего-то добиться в жизни. Важно понять, что эти возможности существуют. Перспективы налицо — например, отрасль сильно нуждается в специалистах продакшн-профессий: звукорежиссерах, саунд-продюсерах, диджеях, саунд-дизайнерах. Но этим специальностям не учат в классических «музыкалках».

Основной лейтмотив образовательного процесса сегодня — это принуждение.

Но если ребёнка ещё можно заставить что-то делать из-под палки, внушить ему необходимость определенного занятия, то с подростком или взрослым человеком такой номер не пройдет. Поэтому с точки зрения этих возрастных категорий подобное образование совсем непривлекательно.

Музыкалка или каторга?

Самостоятельного человека нужно правильно мотивировать, вовлекать, заинтересовывать современной программой и гибким расписанием. Это означает, что на смену «уравниловке» должен прийти индивидуальный подход к каждому ученику.

Выход за рамки шаблонов

Сейчас актуальным в музыкальном образовании можно назвать объединение джаза, классики и электронных направлений. Что касается формы и подачи, то заведение должно полностью отказаться от принуждения как двигателя учебного процесса. 

Главный тезис, он же условие музыки — это коммуникация, двухстороннее движение, посредством которого и происходит развитие личного потенциала ученика.

Только такой подход даёт возможность реализации в дальнейшем, поскольку человек вовлечён в творческий процесс. Он чувствует в себе желание стать профессионалом, заниматься музыкой не на любительском уровне и быть полезным.

Задача современной музыкальной школы — таких немного, но они есть — это выход за рамки шаблонов. 

В него включается, прежде всего, отказ от системы уравнивания, приведения всех учеников к общему знаменателю, которую преподаватели зачастую применяют даже в рамках индивидуальных уроков. Практикуя старый метод, педагог, находясь один на один с учеником, всё же придерживается общей стратегии со всеми, потому что им нужно сдать, например, технический зачёт.

Резюмируя, перечислю пять ключевых направлений, по которым необходимо развиваться каждой школе, если она заинтересована в талантливых и успешных выпускниках:

  • Индивидуальный подход к конкретному ученику;
  • Внедрение новых стандартов, разработка креативных программ обучения;
  • Инициатива со стороны директоров школ и образовательных центров;
  • Профориентация студентов;
  • Мотивация молодых преподавателей.

Можно ли сегодня стать успешным в музыкальной индустрии, совсем отказавшись от систематического образования? Пожалуй, нет, хотя данное мнение имеет право на существование. 

Музыка, как и любой предмет, — это преемственность, а школа — только первый этап подготовки к работе в огромной и сложной индустрии. Именно школа формирует базу будущего артиста, и поэтому так важно не ошибиться с её выбором.опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

Автор: Иван Панфёров, арт-директор школы музыкального перформанса Musical Wave

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ua/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
, чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!
Комментарии (Всего: 1)
    • 0 / 0

      в статье есть ряд верных положений, но основной посыл неверный. А именно, что школа должна готовить профессионалов. Профессионалов не должно быть и не может быть много, рынок не позволит. Школа должна готовить аудиторию для профессионалов.

      Ответить

    Добавить комментарий

    Жизнь всегда заставляет решать те задачи, которые человек избегает решать. От них невозможно спрятаться, так как, не решив какую-то задачу сейчас, её придётся решать на другом жизненном этапе. Но заплатить за решение придётся ГОРАЗДО больше.
    Что-то интересное