Экология жизни: Иосиф Бродский писал: «Всячески избегайте приписывать себе статус жертвы. Каким бы отвратительным ни было ваше положение, старайтесь не винить в этом внешние силы: историю, государство, начальство, расу, родителей, фазу луны, детство, несвоевременную высадку на горшок и т.д. В момент, когда вы возлагаете вину на что-то, вы подрываете собственную решимость что-нибудь изменить»
Иосиф Бродский писал:
Но даже бизнесмены иногда страдают этим.
Не чувствовать себя жертвой очень сложно – слишком соблазнительно обвинить во всех бедах кого-то другого.
Думаю, от этого чувства, от этого искушения полностью не свободен никто. Разница только в том, что кто-то поддается этому чувству, а иные сопротивляются.
На просторах бывшего СССР живет очень много людей, для которых самоощущение «жертвы» стало естественной частью их жизней.
Не они виноваты в том, что живут плохо и бедно – в этом виноват кто-то другой.
Президенты, политики, чиновники – в своей стране или в других. Родители, не давшие востребованную специальность.
Дети, родившиеся не вовремя, из-за которых пришлось работать, а не учиться.
Съездите в любой бедный регион в своей стране и спросите местных – кто виноват в их бедности?
Вы услышите много разных ответов, кроме одного – «мы сами». Да и в крупных городах ситуация не лучше.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Статус жертвы удобен тем, что снимает с нее ответственность не только за ее положение, но и за изменение этого статуса.
Мол, что я могу изменить, если против меня такие мощные, непреодолимые внешние обстоятельства?
В конце 2008 года я был неопытным (всего лишь два года) генеральным директором оптовой компании. Мы продавали комплектующие для жалюзи – товар, от которого напуганное население отказалось в первую очередь.
Выручка падала несколько месяцев подряд, конца этому не было видно, и хирургическое сокращение затрат уже не спасало. Акционеры компании, до этого не принимавшие в ее судьбе почти никакого участия, звонили мне чуть ли не ежедневно с вопросами о том, стало ли уже лучше.
И соблазн ответить им, что в условиях такого всемирного шторма не только я, но и никакой гуру менеджмента не способен улучшить ситуацию, был очень велик. Я боялся заходить по утрам в интернет, поскольку из мира бизнеса и экономики приходили только плохие новости.
В то время моему младшему сыну не исполнилось и года. По выходным я всегда гулял с ним в парке. Пока он, укутанный, спал в коляске, я размышлял.
Известно, что во время ходьбы кровь приливает в затылочные доли мозга, поэтому неспешная прогулка идеальна для раздумий.
И однажды я набрел на одну простую мысль – да, выручка моей компании снизилась, но она все равно была выше, чем в 2006-м году или ранее. При этом в 2006-м году моя компания была очень прибыльной.
Значит, и в 2009-м году ее можно сделать прибыльной с той же выручкой. Да, издержки с тех пор изрядно подросли. Но и опыта у нас было уже на два года больше!
В моем мозгу словно что-то перещелкнулось. Я понял, как нужно правильно относиться к кризису.
Само по себе это открытие не принесло огромного эффекта. Но смена точки зрения позволила мне переключиться с бесконечных тревожных ожиданий на действия.
Мы и раньше не сидели сложа руки, но когда я изложил своей команде новый подход, наши действия стали осмысленнее и последовательнее. Как я понимаю теперь, ошибок все равно сделано было немало, но по крайней мере мы выбрались из убытков и выстояли.
Тот опыт многому меня научил. Главное не в том, какие вокруг обстоятельства, главное в том, что ты в них предпринимаешь. Конечно, когда вокруг все рушится, строить завиральные планы о «вертикальном взлете» может быть глупо, но
взять себя в руки, принять ответственность за последствия и сделать лучшее из возможного – необходимо
К сожалению, отдельные предприниматели в России видят себя в роли жертвы. Жертвы «падения покупательской способности». Жертвы крупного бизнеса. Жертвы государства, которое изымает каждый лишний рубль из кармана предпринимателя.
Да, все это правда. Покупательская способность падает. Крупный бизнес использует свои лоббистские ресурсы, чтобы выдавить маленький. Налоговые и иные контролирующие органы иногда ведут себя так, словно завтра не наступит никогда, и надо выдоить из бизнеса все, что возможно, прямо сейчас.
Причем, прошу заметить, обо всем об этом я знаю тоже не из СМИ, у меня двадцать лет управленческого стажа и свой бизнес, пусть и небольшой, так что со всем этим я тоже сталкиваюсь ежедневно.
Все это – объективная, но сугубо внешняя реальность. В данной ситуации, как я уже не раз писал, можно поступить одним из четырех способов:
Другие варианты мне неизвестны. Как поступать – каждый решает сам. У каждого свой путь и свой выбор. Но все эти четыре варианта подразумевают действия. Действия, а не жалобы. Жалобами делу не поможешь точно.
Действиями, может, тоже не поможешь, всякое бывает, но попытаться по крайней мере стоит.
Недавно владелец «Теремка» дал знаменитое интервью, в котором посетовал, что его вытесняют с рынка McDonaldsи BurgerKing. Но что в этом удивительного? На любом рынке у вас будет конкуренты, которые будут пытаться вас с него выдавить(окажись он на их месте, он делал бы то же самое, и, возможно, он тоже кого-то, более мелкого, выдавил с рынка).
У некоторых из конкурентов для этого будут мощные ресурсы. Себестоимость продуктов растет, арендная плата тоже, при этом потребитель требует вкусной еды и по низкой цене, сотрудники подворовывают и ленятся.
Крайне сложная рыночная задача, со множеством переменных, не поспоришь. Но что можно предпринять еще, кроме как пытаться создать какой-то уникальный формат? Сжечь McDonalds?
Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь!
А что до налоговой, то ее действия, как правило, распространяются на всех игроков рынка в одинаковой степени. Конкуренты страдают так же. Но даже если нам не повезло, и наши конкуренты дружат с директором налоговой со школы, что мы можем предпринять? Можем ли мы их поссорить?
Вытащив себя за волосы, словно Мюнгхаузен, из статуса жертвы, можно добиться многого. Совершить чудо – вряд ли, но изменить ситуацию к лучшему вполне реально.
А когда мы перестаем сваливать все свои беды на внешние обстоятельства, какими бы ужасными они ни были, происходят сразу две вещи:
Про последнее, в общем-то, и была статья в Forbes. О том, что валить все на внешние сложности можно только тогда, когда все внутренние вопросы решены, а так бывает крайне редко. У большинства компаний есть мощные ресурсы для повышения эффективности – рост производительности труда, рост оборачиваемости, снижение производственных издержек.
У тысяч компаний до сих пор крайне слабо работают продажи – и это тоже мощнейший ресурс для роста.
У «ВкусВилл», «ТехноНИКОЛЬ» или «ДоДо Пицца» нет нефтяных вышек или административного ресурса, все свои проблемы они решают сами. И налоговая, надо полагать, относится к ним так же, как и ко всем остальным. И у них получается. Причем «ВкусВилл» и «ДоДо Пицца» начинали свой бизнес не в 90-х, а относительно недавно, уже в современной реальности, у них не было старого запаса прочности.
Тратить силы на внешние обстоятельства можно только тогда, когда у тебя есть возможность на них повлиять. А если у нас такой возможности нет (а в большинстве случаев ее нет), то постоянное перемалывание внутри себя переживаний приводит только к язве желудка и бессоннице.
Как говорится, не можешь изменить внешние обстоятельства – измени свое отношение к ним. Других рецептов я не знаю. опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь
Автор: Святослав Бирюлин
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ua/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий