Подпишитесь
Дом

Спокойствие и НЕ только спокойствие

Стресс на порядок снижает наши способности к обучению — а школа будто бы специально создана для любителей постоянного беспокойства. Что с этим можно сделать?

Спокойствие и НЕ только спокойствие

 

В октябре прошлого года главный психиатр Минздрава России Зураб Кекелидзе сделал громкое, но не такое уж неожиданное заявление: около 70% российских школьников имеют психические расстройства и аномалии развития. По его данным, 40% учеников страдают от «школьной дезадаптации» — снижения способности учиться из-за неприспособленности к школьным условиям.

 

Эксперты, которые комментировали эту новость, сомневаются, что здесь можно называть какие-то точные цифры — настолько обширных исследований просто не проводилось.

 

Стресс на порядок снижает наши способности к обучению

 
Геннадий Банников, зав. научно-исследовательской лаборатории Центра экстренной психологической помощи МГППУ

...у школьников есть многочисленные невротические реакции (психосоматические, тревожно-депрессивные), не доходящие до уровня психического расстройства. Это есть, и это действительно носит массовый характер. Но это не уровень такого расстройства, когда его нужно лечить медикаментозно. Школьная дезадаптация может возникать из-за усиления тревоги и беспокойства. Но, опять же, говорить точно о 70% нельзя.

 

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

 

Цифры, как мы видим, ненадёжные, — но и без них очень многие согласятся, что типичная российская школа скорее похожа на генератор тревоги и беспокойства, чем на место для сосредоточенного и спокойного обучения. Атмосфера стресса отчуждает учителя от учеников и сводит на нет все попытки сделать занятия полезными и увлекательными: мозг просто отказывается воспринимать информацию, если что-то сигнализирует ему об опасности.

 

 


Стресс и раздражение влияют на всё, что мы делаем, — и сильно снижают наши когнитивные способности, даже (и особенно) когда мы этого не замечаем.

 

 

Учителя и ученики часто воспринимают постоянное беспокойство как что-то естественное и неизбежное. Но это совсем не так.

Спокойствие и НЕ только спокойствие

 

 

 

 

 

Многие данные указывают, что дети с повышенным уровнем стресса хуже учатся и меньше стремятся к новым достижениям. К примеру, семилетнее исследование Национального института здоровья США, результаты которого были опубликованы в 2012 году, показало, что дети, которые больше подвержены разнообразным источникам стресса (семейные проблемы, бедность, неблагоприятная среда) испытывают больше трудностей в обучении.

 

Стресс во многом объясняется тем, как устроены гормональные процессы в нашем мозге. Как и многое другое в нашем эволюционном наследии, из полезного механизма, способствующего выживанию, стресс стал своего рода вредной привычкой. Дети вроде бы знают, что школьный учитель их не съест и не растерзает (не случайно в классе часто можно услышать эту ироничную оговорку), но мозг в этом так просто убедить не получится.

 

 

 

Взаимодействие в классе слишком часто строятся по модели «хищник — жертва»: наблюдающий и строгий учитель — и ученик, который боится сделать что-то не так.

 


Под влиянием кортизола и других гормонов, которые организм начинает усиленно вырабатывать в такой ситуации, активность префронтальной коры снижается, а миндалевидное тело начинает работать с удвоенной силой. Из-за этого мы теряем способность к объективному восприятию информации, редуцируем объем своей оперативной памяти и позволяем негативным эмоциям беспокоить нас по самым пустяковым поводам. Включается механизм «бей или беги».

 

Между тем, в психологии и нейронауках накопилось уже множество подтверждений, что осознанность и чувство самоконтроля — не врожденные качества, а навыки, которые поддаются развитию и тренировке.

 

 

Спокойствие и НЕ только спокойствие

Все неприятные эффекты стресса в значительной степени можно контролировать. Этому можно — и нужно — учить как учеников, так и самих учителей.

 

 

В США уже существуют интересные и масштабные проекты, которые на это направлены. Например, программа CARE для учителей («Развитие осознанности и устойчивости в образовании»). Основываясь на психологии эмоций, программа помогает учителям справляться со стрессовыми ситуациями, применяя базовые техниками самоконтроля, эмпатии и самонаблюдения.

 

Эффективность программы измерялась вполне научными методами: по сравнению с контрольной группой, её участники больше взаимодействовали с учениками, внимательнее относились к их потребностям и лучше справлялись с эмоциональными перегрузками.

 

Ещё один интересный проект — «The Compassionate Schools Project». Его цель — создать и протестировать учебную программу, в которой будут соединены обычные школьные предметы и занятия, которые мы традиционно относим к духовным практикам — дыхательные упражнения, тренировки по развитию эмпатии и самонаблюдения.

 

Программа разрабатывается коллективом учёных из Университета Виргинии. В следующем учебном году по ней будут учится дети из 25 американских школ. На протяжении 6 лет, пока программа будет тестироваться, через такое обучение, направленное на полноценное развитие тела, ума и личности, пройдут 20 тысяч учеников из 50 школ.

 

Рекомендуем книгу профессора психологии Тиш Дженнингс, одного из создателей проекта — «Осознанность для учителей. Простые навыки для спокойных и продуктивных занятий». Она совмещает нейронаучные знания и учительский опыт, чтобы помочь учителям выполнять свою работу более осознанно и эффективно.

 

 

Создание школьной программы, цель которой — развивать не только академические, но и «мягкие» навыки, уже давно стала не вполне осознанной, но явной необходимостью.

 


И если раньше об этом можно было только рассуждать, то скоро у нас будут более конкретные данные и примеры для подражания.

 

«The Compassionate Schools Project» изначально создавался для того, чтобы повлиять на всю образовательную систему США. Мы тоже должны учитывать этот опыт, как и опыт других сходных проектов, если мы хотим сделать учеников более сознательными, сочувствующими к другим людям, успешными и счастливыми в дальнейшей жизни.опубликовано econet.ru

Олег Матфатов

Остались вопросы — задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ua/

Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Не бойтесь кого—то потерять. Вы не потеряете того, кто нужен Вам по жизни. Теряются те, кто послан вам для опыта. Остаются те, кто послан Вам судьбой. Фридрих Ницше
    Что-то интересное
    Больше материалов
    Больше материалов