Гибрис – так гордыню называли в древней Греции. Кибр – её имя в исламе. В православии гордыня является одной из 8 греховных страстей. В католичестве – это один из семи смертных грехов.
Этот человеческий порок, именуемый смертным грехом, несёт тёмно-серый окрас. Её вибрация низкая, металлическая. У неё запах разящей сабли, несущей неминуемую смерть. «Гордыня слышит только самоё себя. Гордыня замкнута в себе, она, как говориться, пожирает самоё себя, живёт в своём мире, в своей тюрьме», – писал отец Александр Мень [14]. В гордыне человек ослеплён и, словно соревнуясь с Богом и судьбой, самодовольно и неистово доказывает, что добивается всего сам.
Митрополит Антоний Сурожский в «Слышании и делании» [18] определяет гордыню как «сознательное отношение к себе самому как к последнему судии, как к тому, над кем нет ни Божьего, ни человеческого суда».
Этот острый вопрос издревле стоял и стоит как в мирской, так и в монашеской и святоотеческой среде. Обратимся к истокам происхождения слова.
Слово гордыня проявляет древнерусские прилагательные: гърдъ и ыной. Слово гърдъ употреблялось в значениях «гордый, важный, дивный, строгий, страшный». Оно является исконным в древнерусском языке, потому что легко читается справа налево по законам слогового письма: гърдъ – дъръгъ (до'рого). Слово ыной употреблялось в значении «чужой, чуждый» вплоть до XVIII века. Например, в Духовной грамоте Ивана Грозного (1572 г.) читаем: «А всякому делу навыкайте, и Божественному, и священническому, и иноческому, и ратному, и судейскому, московскому пребыванию, и житейскому всякому обиходу, и как который чины ведутся здесь и в ыных государствах, и здешнее государство с иными государствы что имеет, то бы есте сами знали».
В тексте Ыных – чужих, иными – другими. По исконным корням слово гордыня легко читается: принятие чужого, чуждого моему миропониманию, а в обратном прочтении – чуждое дорого.
Образование существительных из сочетания с прилагательным ыной – древнейшая словообразовательная модель древнерусского языка. Например, так образованы имена архаических персонажей Горыня, Дубыня и Усыня ‒ трёх богатырей-великанов, обладающих нечеловеческой силой и нарушающих естественный порядок жизни. В древнейшей мифологии они воплощали змеиную триаду: Змей Огненный, Змей Глубин и Змей Вод. Корень ын(я) был знаком враждебности, чуждости этих образов. Им были противопоставлены образы трех эпических богатырей-змееборцев: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, унаследовавших некоторые черты архаических образов.
Со временем суффикс ын(я) утратил связь с древним корнем, породил несколько словообразовательных моделей. В книжных названиях он обрёл значение отвлечённого понятия (гордыня, милостыня, твердыня, благостыня, святыня).
Рассмотрим смыслы некоторых слов, которые часто путаются с понятием гордыня. Будем помнить, что в русском языке одним словом кодируется только один смысл. Прибегнем к методу исключения.
Гордыня ‒ это не кичливость как выражение мещанского материального превосходства.
Гордыня ‒ это не тщеславие как стремление обрести незаслуженную (тщетную) славу.
Гордыня ‒ это не мания величия как стремление возвеличить себя за чужой счёт.
Гордыня ‒ это не зависть как желание сравняться и опередить кого-либо в чём-то.
Гордыня ‒ это не эгоизм как активная работа ума по укреплению своих личных позиций.
Гордыня ‒ это не себялюбие как концентрация любви на себе.
Гордыня ‒ это не самоуверенность как защита от страха потерять позиции, опоры.
Гордыня ‒ это не самоутверждение как выпячивание умом своих качеств, чтобы убедится в их жизнеспособности.
Термин гордыня может употребляться в трёх значениях. Рассмотрим их:
1. Для определения ведущей черты характера человека. Гордыня – это безнравственная необузданная страсть всегда и во всём превосходить всех и вся. Это греховная, а не созидательная страсть. Как правило, человек ведёт себя так не от большого ума и не от глубоких размышлений о цели жизни, её назначении и сущности. При наличии этой черты человек словно «заведён» и не осознаёт, что он нарушает нравственные нормы, не мыслит о данности жизни Богом, не осознаёт свою ответственность за последствия, границы норм растворяются, принимая чуждые естественной жизни формы. В этом случае можно говорить о большом грехе, но, с нашей точки зрения, положение ещё можно исправить.
2. Для определения стратегии движения по жизни человека. Гордыня как двигатель – тотальное состояние рационального ума (левое полушарие), подтверждающего себе и всем, что он жив, процветает, что без него хозяину не выжить.
В любых делах: в споре, размышлении, планировании, анализе, рефлексии, ум гордеца ищет не истину, а пытается доказать свою исключительность Чем более ум ущербен, тем агрессивнее он защищается. Гордыня – это всегда защитное средство левого полушария мозга, это забрало, чтобы скрыть истинное лицо, быть нетронутым, неизменным, это отпугивающая личина, чтобы все боялись, это маркер защиты, поверхностная маска, за которой человек прячет свою суть (персона по Г. Юнгу).
Так ум обретает поле бесконтрольной независимости от правого полушария, способного интуитивно чувствовать и знать истину, видеть перспективу, проектировать ситуации, взаимодействовать с сердцем и душой человека, быть на связи с мировым информационным банком и устремляться к Истине Бога. В этом понимании гордыня – великий грех, но с ним ещё можно работать: посредством великого труда есть возможность показать человеку его защитные «доспехи», его духовный маяк веры [8], указать на «прозрачность» его поведения, можно обратиться к современным средствам объективной психологии и показать человеку его иные возможности с привлечением правого полушария и целостного мышления быть иным, более успешным, не нарушающим нормы нравственности, вывести такого человека на разговор с его душой о нравственности, о ненарушении норм жизни.
3. Для определения цели жизни человека. Гордыня – безмерное превознесение собственной личности и своих достижений, отрицающее нравственность и Бога. Говоря о цели жизни, мы имеем дело с избранными принципами, убеждениями человека. Гордыня содержит глубокий уровень негативных, противоестественных для адекватного человека устремлений и даже веры человека. Здесь заключён грех гордыни и исправить его невозможно. По причине отрицания Бога и необходимости духовно-нравственного движения к Нему гордыня признана в религиях Мира смертным грехом. Современная наука доказывает это положение.
Термин доминанта применительно к устойчивым очагам возбудимости введён в 1923-1924 г. физиологом А.А. Ухтомским [22]. Доминанта характеризуется постоянно повышенной возбудимостью нервных центров, возбуждения которых служат усилению возбуждения в очаге, тогда как в остальной части нервной системы широко наблюдается явление торможения. Это особый нейрофизиологический комплекс, доминирующий в деятельности головного мозга человека. В соответствии с этим понятием, гордыня – это постоянно доминирующий очаг повышенной возбудимости клеток коры головного мозга, с акцентуацией на личное превосходство и с пренебрежительным отношением к другим людям ( по Б.А. Астафьеву). В рассматриваемом нами случае, это очаг специфической деятельности центральной нервной системы с концентрацией на переживании гордыни. Представим этот очаг (доминанта Ухтомского) применительно к гордыне в виде схемы.
Схема №1
На схеме №1 показано отражение события или жизненного переживания человека в левом (Л) и правом (П) полушариях головного мозга в виде символа вспышки. В случае гордыни, как установлено многими мыслителями и психологами (Ф. Ницше, К. Юнг, Р. Юм, Б. Рассел, И. Саторин, О.Г. Торсунов, М.А. Минакова, С. Балакин) ‒ это переживание унижения как получение оценки ниже собственной самооценки личности означает наличие внутреннего раскола личности и является наиболее устойчивым болезным состоянием психики. Полученная низкая оценка со стороны окружающих человека людей в любой форме глубоко проникает в подсознание и вызывает внутренний (вербальный или невербальный) протест как несоответствие вибрациям, присущим данному человеку [4]. Как установлено доктором психологических наук Н.В. Антоненко «психика каждого человека на соответствующем этапе его жизни может прогрессировать или регрессировать в зависимости от выбора, идеала и цели, доброй воли, сознательной целеустремлённости и направленности деятельности человека на созидание или разрушение» [1]. Таким образом, переживания унижения соответствуют информационной регрессии психики человека. Что же происходит дальше?
Эмоционально-чувственное переживание человеком унижения его личности захватывает правую долю мозга сильной эмоцией, сопровождающейся мощным энергетическим выбросом. При этом отрицательные переживания сопровождаются выбросом в кровь катехоламинов ‒ гормонов стресса. Это способствует формированию связей между мозговым центром и органами тела, испытавшими нервное и гормональное воздействие. В левом мозговом центре (Л) запускаются процессы рефлексии по поводу переживания, но они, будучи вторичными, несравнимо более слабые по энергетике, нежели взрывная реакция в правом полушарии.
Спрессованное сильной эмоцией, а со временем разросшееся эмоциональное переживание не позволяет человеку, несущему его в себе как доминанту, принимать решения без своего участия. Этот очаг становится своеобразным пропускным пунктом мыслей, решений, планов человека. При этом, доминанта, словно под увеличительным стеклом, показывает любую мелочь, могущую иметь отношение к прошлому переживанию унижения. При этом человек не замечает тонкой подтасовки: доминанта базируется в правом полушарии головного мозга, а поэтому она эмоционально-взрывная.
В первый же миг возникновения вопроса или задачи она захватывает пространство мозга эмоцией, не позволяя разуму вступить в рациональное действие. Пережитое человеком унижение заставляет его вновь и вновь переживать комплекс неполноценности (никчёмности, «бракованности», ущербности) и связанные с этим страдания. Это является причиной многих неврозов.
При несформированной адекватной самооценке человека (особенно в детстве: нелюбимый, униженный, отверженный, брошенный, одинокий ребёнок) он испытывает страх, в том числе страх смерти, и неистово ищет возможность изменения ситуации. Эта доминанта для человека становится невыносимой, он ищет как спасение другое переживание (другую доминанту), которая будет компенсировать болезненные переживания. И она должна быть сильнее первой доминанты. Поскольку в переживании комплекса неполноценности и унижения человек жаждет избавиться от самобичевания, самоуничижения, представить себя в истинном обличии, он часто находит быстрый путь к этому в виде стимуляции одобрения, похвалы, преклонения в свой адрес со стороны окружающих.
К сожалению, это ложный путь, а комплекс переживаемой несправедливой униженности неутолим: нужны всё новые и новые подтверждения превосходства над всем и вся. Растёт эмоциональная неукротимость и изощрённость ума, изобретающего всё новые и новые «укрытия». Это подобно сну, в котором человек убегает и прячется от угрозы, находя новые и новые укрытия. Это неутолимое страдание и поиск спасения потому столь сильно, что доминанта Ухтомского не является прерогативой только мозга.
Это общее состояние нервной системы человека: «определённая констелляция центров повышенной возбудимости в разнообразных этажах головного и спинного мозга, а также в автономных системах» [22]. Исследования доктора психологических наук Н.В. Антоненко [1] показывают, что такое сильное психическое переживание завладевает всем человеком вплоть до нарушения самоорганизации биохимического гомеостаза и способно низвести его на уровень тирана и даже животного, уничтожающего всё, что мешает ему проявлять власть над людьми и Миром. Гордец становится уничтожителем творчества и инициативы других людей, т. к. не терпит даже возможности их превосходства в чём-либо.
По меткому выражению И. Саторина «Психика человека – это явление, которое делает кусок плоти человеком» [19]. Становление психики – важнейшая задача детско-отроческого периода жизни. Становление психики человека напрямую связано с умением дать правильную самооценку. Формируется это умение в детстве и отрочестве. Важную роль при этом играет умение найти свои идеалы как внутренние нравственные опоры. Основными среди них являются идеалы здоровья, творчества, дружбы и любви, реализация себя в обществе и самоидентификация в Мире. Без этих опор человека легко выбить из колеи жизни, т. е. легко унизить по любому поводу. Умение соотнести себя со своими идеалами в любой момент жизни является гарантом от психических надрывов, поломок, травм.
Как правило, истоки гордыни родом из детства или отрочества. Это понесённое ребёнком незаслуженное, несправедливое унижение со стороны окружающих, пережитая им гамма чувств, жажда компенсации и поиск выхода из состояния унижения. кому.
Приведем пример: талантливый ребёнок хорошо учится, вызывая зависть у одноклассников. Над ним начинают подтрунивать, но он не реагирует (слабо реагирует), что не приносит удовлетворения ни одной из сторон. Одноклассники решают «достать» отличника: организуют коллективное и неожиданное для «отличника» соревнование, например, в беге, прыжках или курении (вариантов ‒ миллионы), которое он проигрывает. Это незаслуженное унижение, несправедливое оскорбление достоинства является для него неиссякаемым источником размышлений о его возможностях борьбы за себя истинного и повод думать, что он им «покажет», «отомстит» и др. Изо дня в день эта мысль формирует его глубинную психологическую доминанту. Свои жизненные успехи он воспринимает как «доказательства» своей успешности, даже исключительности. С его обиженным эго, т .е. личным переживанием обостренного чувства несправедливости, оттачивается не менее острое желание постоянно доказывать свою исключительность. Пройдут годы и десятилетия. Уже давно нет рядом тех обидчиков, но он их «носит» с собой всегда в памяти. Эти стимулы продолжают толкать его на новые «подвиги», ибо уже сформирована черта характера: болезненное ощущение своей исключительности. Она-то и правит бал в характере и проявлениях такого человека. Окажись рядом с ребёнком в момент переживания незаслуженного унижения, грамотный и мудрый взрослый, который помог бы разобраться в сложившейся ситуации, развитие характера ребёнка могло бы пойти по другому сценарию. Но поскольку такого взрослого помощника рядом не оказалось, то собственные попытки разрешить ситуацию пошли по пути поиска ложной компенсации.
Это ложное представление о себе никогда не сможет принести удовлетворения. Отсутствие понимания причины этой неудовлетворённости и заставляет человека бежать по кругу, порождая нетерпимость.
Представление личности о своей непревзойденности (она доказывается успехами ) в сочетании с неистребимой нетерпимостью формируют гордыню. Однако, первое (исключительность, непревзойдённость) без второго (нетерпимость) не станет основанием для рождения гордыни, т. к. человек логически понимает возможности и практически (опытно) встречает и замечает исключительно талантливых, непревзойдённых в своей деятельности других людей: актёров, спортсменов, писателей, дизайнеров, учёных…
Сама по себе исключительная талантливость и даже гениальность – слишком малый корень возникновения гордыни. Но именно это часто отмечают в качестве её истока. А вот нетерпимость – это истинный корень гордыни. Не будь её, не было бы жажды тотального превознесения гордеца.
Объективные причины гордыни
Объективные причины появления гордыни происходят от недостатка знаний о себе, своей роли в обществе и жизни. Корень этого явления кроется в отсутствии знаний о Всеобщих Законах Мира [9], которые ни в коем случае нельзя нарушать. Они стали известны лишь несколько лет назад, и следствия их нарушения пока широко не анализируются и не исследуются. Создаётся иллюзия возможности независимого поведения человека от Законов Мира [9], Общих Законов человеческого общества [10]. Нарушение естественных Законов психики человека [1] ведёт к обязательному возникновению отрицательных качеств личности. Одним из них является гордыня. Отсутствие в обществе знаний о кодексах естественных законов отражается в школьных программах обучения и воспитания.
Отсутствие этических и психологических знаний о нормах реакций на слова и поступки других людей проистекает из незнания Общих Законов человеческого общества, на базе которых должны строиться этика и культура общества.
Незнание этих законов при отсутствии традиции позитивных примеров в семье, ближайшем окружении человека приводят к недостатку позитивного опыта, отсутствию навыка собственных позитивных реакций и рефлексии над собственным поведением, мыслетворчеством, мечтами, планами, замыслами.
Не следовало бы поднимать вопросы о кодексах законов, если бы люди смогли сохранить традицию нравственного поведения (согласно нормам естественных Законов) в чистоте, ясности и сохранности норм взаимодействия между собой [6]. Обратимся к истории.
В средние века из переводной литературы было заимствовано мнение, что гордыня – это высшее проявление глупости. Оно проявляется в 41 внешнем (поведенческом, речевом, мимическом, кинестетическом) признаке (эти проявления выделим жирным шрифтом в таблице №1).
В жизни мы часто встречаем завуалированную, скрытую, непроявленную гордыню, иногда видим открытое её проявление в виде поведения необузданного гордеца, неприкрытого самолюбования и самовозвеличивания или командно-требовательного и «сбрасываемого» в окружение ее проявления. В последнем случае гордец обставляет свои действия в отношении окружающих людей установленим ритуалов, норм, поклонением собственной личности, почитания и обожествления своей персоны. В этом случае дело не ограничивается отдельными проявлениями гордыни: она спрессовывается в линию (характер) поведения. Гордец проявляет себя как тиран, подчинивший себе окружение или маниакально претендующий на роль лидера, провидца, святого.
Гордыня – это исключительная нетерпимость при сравнении окружающих людей с собой, жажда тотального превосходства всегда, везде, во всем. Когда же ущемляется жажда превосходства, тогда, подобно джину из бутылки, вырывается и заполняет всё окружающее пространство нетерпимость, дремавшая или сдерживаемая ранее. Этот вырвавшийся джин словно кричит: « Я – самый великий! Я – самый умелый! Я достоин поклонения!».
Гордыня – это болезненная презентация себя на исключительность.
Гордыня – это болезненная демонстрация прежнего поражения в чём-либо.
Гордыня – это всегда болезненная манифестация истока (унижения в прошлом) и переживаемой жажды признания исключительных качеств и способностей человека.
Гордыня – это всегда жажда компенсаций.
Гордыня – это всего лишь информация о взгляде человека на его собственную самооценку. Гордыня – это всегда демонстрация безуспешных попыток собственными силами избавиться от собственной нетерпимости.
Корона гордеца и её корни
Исследования «комплекса гордеца» показывают клубок понятий и характеристик, которыми он наделён. Трудно разобраться, где причины, следствия и симптомы. Мы предлагаем рассмотреть «комплекс гордеца» в виде логико-смысловой схемы «Корона гордеца».
Схема № 2. Логико-смысловая схема «Корона гордеца».
Логико-смысловая схема «Корона гордеца» построена по принципу ежа, иголки которого символизируют те или иные деструктивные качества, которые гордец приобретает и использует для компенсации и «преодоления» переживания униженности. Воображая своё мнимое превосходство, он словно венчает себя короной, каждый зубец которой, подобно игле, произрастает из ложного понимания преодоления собственной униженности. Так корона гордеца превращается в колючего ежа, который продолжает его колоть и напоминать о неотработанных «корнях» ‒ причинах его боли. Рассмотрим эти невидимые причины переживаний и страданий.
Схема № 3. Причины переживаний и страданий
«Корневая система» гордыни, как видим, произрастает из унижения и переживания человеком падения его самооценки. Здесь срабатывает доминанта Ухтомского [22], и эмоции затуманивают взор и волю человека: происходит «включение» отрицательных эмоций. А ведь деструктивные эмоциональные оценки – это всегда признак раскола души, признак нестабильности, нетвёрдости остова человека. Здесь-то и происходит «перетягивание каната» на себя и забвение первостепенности божественных нравственных норм. Здесь забываются заповеди Бога и абсолютные нравственные принципы жизни. Формируется недооценка себя, а это и есть неблагодарность Богу.
«Именно падший человек испытывает потребность гордыни, самопревозношения, самоутверждения, потребность в них как в плотной дымовой завесе, скрывающей от других людей, да и от него самого его недостатки. Подлинному добру, подлинной мудрости, подлинной жизни гордыня не нужна, т. к. им нечего скрывать, и потому они смиренны» [24].
Признаки зарождения и проявления гордыни
«Первый грех, по Писанию, есть гордыня» ©Пресвитер Иерусалимский преподобный Исихия
Систематизируем наши исследования первичных признаков и проявлений гордыни в таблице №1. Жирным шрифтом выделим проявление гордыни известные в средневековой культуре. Обращаем внимание на то, что среди признаков гордыни в средневековой культуре отсутствовала систематизация, приведённая нами в таблице. Поэтому эти признаки могли относиться и к ощущению, и к переживанию, и к мыследеятельности и её цели, и к поведению. При создании таблицы мы хотели бы обратить внимание читателя на внешние признаки 1) зарождения и 2) проявления уже сформированной гордыни. Различия между первыми и вторыми могут наблюдаться в частоте и силе проявления того или иного поступка, а также в уверенности (убеждении) человека, что именно так ему следует поступать.
Таблица представляет собой последовательную экспликацию личного ощущения, переходящего в переживание, затем мыследеятельность, порождаемую этими переживаниями с конечной целью поиска выхода из неприятного состояния и, наконец, поведение человека, переживающего «комплекс гордеца».
Особое внимание обратим на то, что здесь речь не идёт о нормальных, естественных реакциях человека на возникшее внутреннее состояние, переживание. Наша задача состоит в исследовании патологических реакций человека, обусловленных незнанием специальных законов психики человека, а потому нарушающих Общие Законы человеческого общества и Всеобщие Законы Мира.
Таблица №1
ПРИЗНАКИ ЗАРОЖДЕНИЯ И ПРОЯВЛЕИЯ ГОРДЫНИ
Ощущение |
Переживание |
Мыследеятельность направлена на |
Целевая установка |
Реакция в поведении |
Никчёмность, ущербность |
Обида |
Обнаружение своей значимости |
Осознания «Я значим» |
Самолюбование |
Ненужность близким людям (брошенность, отверженность, одиночество, нелюбовь, отчаяние, страх) |
Досада |
Выявление своей нужности |
Добиваться внимания к себе |
Повышение голоса, эмоциональные упрёки, позы |
Недостаток самоуважения, самоуничижение |
Огорчение |
Поиск внимания к себе |
Непрощение себя и других |
Привлечение к себе внимания, неуместное позёрство, демонстрации |
Незнание себя, своих способностей и возможностей, самобичевание |
Растерянность |
Осознание своих возможностей |
Демонстрация умения решать чужие проблемы |
Повышение голоса, злобные взгляды, зависть |
Унижение |
Несправедливость |
Что о тебе думают и говорят другие |
Выйти из униженного состояния |
Брать на себя непосильную работу |
Неумелость в делах и отношениях с людьми |
Неловкость |
Сокрытие неумелостей |
Успешность во взаимоотношениях и делах |
Непозволение другим помогать себе и работать с другими, раздражённый тон |
Нечестность по отношению к себе и другим |
Стыд |
Контроль с целью сокрытия лжи. |
Презентация себя иного (честного) |
Болтливость, разговоры о своих проблемах, осуждение других. Независимость |
Ненужность в деле, профессии, в жизни |
Опустошённость |
Поиск собственной нужности |
Сотворение кумира из других |
Контроль над ситуацией, но нежелание взять ответственность на себя |
Безрассудство и безумство, нетерпимость |
Излишняя бесчувственность |
Неподчинение Богу, выступления против авторитетов, их критика, критиканство |
Сотворение кумира из себя: «Я всегда прав» |
Работа без меры, невнимательность, делание по инерции. Необузданность |
Чрезмерное уважение себя |
Излишняя чувствительность. Чрезмерная занятость своей персоной |
Нежелание делиться своими знаниями чтобы контролировать ситуацию |
Мысли о том, что ты лучше других |
Использование слов, которые слушатели не знают, а гордец их знает, хвастовство под видом таинственности, умничанье, маниакальность, тщеславие |
Неполноценность |
Зависть |
Унижение объекта зависти, самоуверенность |
Низвести его до мизера в глазах других людей |
Неблагодарность (самый большой грех), злость, себялюбие, эгоизм |
Покровительственное отношение к другим (при этом помощь отсутствует) |
Эмоциональное самоудовлетворение |
Нежелание пойти на компромисс («у меня своё мнение») |
Ощущать превосходство |
Надменное отношение, суетность желание смотреться в зеркало, отношение свысока, величие, превосходство |
Предубеждённость к людям по цвету кожи по внешнему виду, материальному достатку |
Компенсация низкой духовности |
Невнимание или чрезмерное внимание к физическому телу, материальным благам |
Игнорирование «малых» людей и их проблем |
Измененчивость манеры поведения в зависимости от того, с кем происходит взаимодействие, позирование, негативная и презрительная мимика, показуха в одежде, финансовом достатке. Непревзойдённость, нетерпимость |
Неосознание своей гордыни и своих проблем |
Тотальное превосходство над людьми |
Желание всегда оставить последнее слово за собой |
Поставить соперника в невыгодное положение, издевательство |
Сарказм или грубый юмор невежества, уколы, смакование умения шутить и смеяться над другими, словесное надругательство. Тиранство |
Гордыня зарождается на бессознательном уровне ощущений унижения, переходя в переживания несправедливости и осмысление целей и возможностей компенсации или, что реже, установления истины. Никто из людей не застрахован от этого. Но только четвёртая колонка таблицы показывает ту зону, которая является определяющей для появления гордыни. Это выбор целевой установка мыследеятельности человека, которая происходит под контролем его воли и нравственности. Здесь проходит выбор пути дальнейшей траектории переживаемого состояния: восходящего и потому гармонизирующего личность, либо нисходящего и потому для неё деструктивного. В рассматриваемом нами случае зарождения и бытия гордыни – это деструктивный, негармоничный выбор неадекватной самооценки в сторону формирования гордыни.
Как в древности, так и в наши дни признаки гордыни необходимо стараться трансформировать в 12 положительных качеств.
1) смирение,
2) доброту
3) сочувствие,
4) скромность,
5) доверие, уважение к людям,
6) честность,
7) честь,
8) любовь,
9) сотрудничество,
10) прославление Бога как Творца всего сущего,
11) любовь и благодарность учителям;
12) безусловное приятие Мира и всего в нём сущего.
«Нет человека, заслуживающего большего сожаления, чем тот, кто думает, что ему нечего в себе менять». Бхакти Сидханта Сарасвати Тхакур
Доминанта Ухтомского способна трансформировать себя в любое психологическое состояние. Тренд зависит от выбора личностью направления трансформаций. Гордыня мотивируется нетерпимостью. Эта же ситуация, к счастью, может пойти и по пути истинной трансформации. Избавиться от гордыни трудно, но возможно при желании человека. К сожалению, нигде не учат распознавать эту информацию и только достаточно тонкие люди умеют её улавливать и применять. Представляется, что это умение взаимодействовать с мировым информационным банком, в ближайшие десятилетия станет доступным многим людям.
Психологи рекомендуют ведение дневника и саморефлексию по поводу замеченных проявлений гордыни, посещение психолога, обсуждение гордыни в семье или с участием близких и друзей. И. Саторин [19], автор ряда исследований о гордыне, рекомендует быть бескомпромиссным с собой: фиксировать и тут же трансформировать проявления гордыни. Он же, ссылаясь на свидетельства Кастанеды, подсказывает метод «ситуации с мелкими тиранами»: умение не реагировать, не отвечать мелким тиранам.
Мы рекомендуем метод разотождествления «Я» ‒ «гордыня». При этом можно использовать следующие психологические упражнения.
1.«Диалог».
Гордыня представляется в виде ассоциативного образа. Человек самонастраивается и проводит диалог с образом гордыни. В ходе диалога он выявляет высшее предназначение гордыни и ассоциирует его с новым образом, который соглашается найти своё место и разместиться в нём для помощи практикующему. Ощутив новый позитивный образ, практикующий должен ощутить новое состояние и сопутствующие ему переживания, зафиксировав их в своей душе. Рекомендуем выполнять обращение к ментальному (мысленно представленному) образу не менее трёх раз в день и зарисовать новый образ «Я».
2.«Прыжок».
Гордыня представляется в виде ассоциативного образа. В такой экспликации предлагается совершить мысленный прыжок, оставив образ гордыни позади. Оказавшись в новом пространстве без гордыни, практикующий должен ощутить новое состояние и сопутствующие ему переживания, зафиксировав их в своей душе. Рекомендуется закрепить образ с помощью рисования нового образа «Я».
3.«Туннель».
Гордыня представляется в виде ассоциативного образа, преграждающего путь практикующему. В такой экспликации предлагается создать мысленный туннель и преодолеть его, оставив образ гордыни позади. Оказавшись в новом пространстве без гордыни, практикующий должен ощутить новое состояние и сопутствующие ему переживания, зафиксировав их в своей душе. Рекомендуется закрепить образ с помощью рисования нового образа «Я».
Более сложные приёмы работы осваиваются в ходе семинаров «Целостное мышление» 1, 2, 3, 4 ступеней [11, 13].
Выполнение упражнений обязательно сопровождать:
1) изучением, признанием и даже восхищением успехами других людей через познание фактов их биографий и достижений.
2) постоянной работой по «укрощению» и трансформации внешних и глубинных (внутренних) проявлений гордыни в себе.
В работе с гордыней надежным помощником окажется ноосферный психолог, владеющий методом «Отслеживания» негативных состояний и переживаний. Это весьма мягкий метод психологической визуализации, проживания и трансформации в высшем потенциале ситуаций, которые привели человека к переживанию личной исключительности и нетерпимости. Один или несколько сеансов «отслеживания» могут полностью решить проблему. Однако бывают случаи передачи гордыни по наследству (генетически). В этом случае к описанной выше работе необходимо присоединить осмысление гордыни в членах рода, а также воспользоваться услугами ноосферного психолога, который имеет опыт в технике «Релив» (перепроживание и «переписывание» жизни рода). Это мягкая, словесно-визуальная техника работы психолога с психикой пациента на глубинных уровнях подсознания. Она требует больше времени, сил, опыта, но при этом приносит богатые плоды. Ни одна психотехника не может с ней сравниться по всеобъемлющей эффективности.
Генетическая передача гордыни – это тот случай, который имеет прямое отношение к психотипам человека и специальным законам психики человека. Эта проблема впервые системно исследована в ноосферной психологии. Это направление в психологии родилось на стыке XX и XXI веков в трудах И.Н. Шванёвой [23]. С открытием периодической системы законов психики человека (Н.В. Антоненко) [1] стали ясны причины возникновения негативных проявлений в психике человека как отступления от естественных законов (норм) жизнедеятельности человека.
Гордыня начинает появляться только в случае ухода с собственного природосообразного пути ‒ своего предназначения и программы жизни [3, 4, 8, 12]. Волновая природа функционирования гордыни в любом случае (генетически-детерминированном или приобретенном) едина. Покажем этот волновой механизм функционирования. Программа нормального (естественного) функционирования личности (согласно собственной природе, соответствует законам развития психики человека) условно представлена на схеме № 4.
Полученную генетически вибрацию гордыни условно покажем как Г- программу на схеме № 5:
Если человек приобрёл гордыню (сознательно сформировал или бессознательно впечатал, т. е. импринтировал её в ходе своей жизни), она локализуется во внешних оболочках биополя человека. Условно обозначим её как П-программу на схеме № 5. В этом случае работать с ней несколько легче.
Мы употребляем слово вибрация и одновременно программа. Что это означает?
Научно установлено, что волновые вибрации – механизмы, формирующие любые структуры Мира. Человек является живой самоорганизующейся психологической биосистемой [3, 4]. Показанная схема № 4 условно обозначает норму волновых вибраций человека. Отрицательная генетическая вибрация Г на схеме № 5 может быть названа программой гордыни, полученной генетически. Она существует и вибрирует в более крупной системе «Человек» (схема № 5). Поскольку волновые системы всегда взаимодействуют, то программа гордыни влияет на всю систему «Человек» и постепенно заражает её.
В случае программы П (приобретённая в ходе жизни человека) гордыня ещё неглубоко проникла в систему (схема № 5), и с ней легче справиться.
Искренняя психологическая работа, как правило, даёт адекватную самооценку, и человек в дальнейшем способен быть объективным со своими душевными переживаниями. Это происходит так. Создаётся более мощное силовое поле позитивного мысленного образа (показано на схеме № 6) в виде звёздочки, сопровождаемого глубоким эмоциональным переживанием (показано в виде окружностей волнового поля эмоций). Мотивируется расширение этого эмоционального по человеческим меркам, а по физической сути энергетического поля, которое постепенно захватывает первоначальный негативный мыслеобраз гордыни. Методом волнового резонанса более мощного образа происходит поглощение негативного волнового образа. Как правило, это происходит методом квантового скачка, т. е. внезапного поглощения слабой волны более сильной волной позитивного мыслеобраза. При этом квантово изменяются качества эмоции первоначального мыслеобраза. Приобретение системой небывалых ранее качеств, принято называть эмерджентностью. В рассматриваемом случае мы имеем ввиду систему мыслеобраза, которая господствует в правом полушарии головного мозга человека и является управляющей. Она и запускает последовательную рефлексию, цель которой – обосновать и устранить доминанту гордыни П-программы.
В случае глубинной (генетической) Г-программы, этот процесс не поможет. Требуется трансформационный психологический процесс «Релив», в котором проживаются в высшем потенциале ситуации из жизни рода (мать, отец, бабушки, дедушки и др.). В некоторых случаях удаётся трансформировать и более глубинные программы предков, вплоть до 50 поколения.
Если человек не стремится избавиться от гордыни, эти переживания откладываются на всех уровнях его системы – физическом, психическом, энергетическом, ментальном, каузальном и результируют в психическое или физическое заболевание[3,4].
Проявление этого сдерживаемого страдания разнообразны и проявляются в виде органной патологии. В худшем случае – это инфаркты или инсульты. Подобные случаи являются итогом чрезмерного напряжения.
Много веков явление гордыни обсуждается в религиозных трактатах. Процитированный выше специальный труд святителя Игнатия Брянчанинова «Уроки врачевания гордыни» [5] многогранно рассматривает гордость. Обращение к Господу – истинному образцу отсутствия гордыни и смирения с мольбой о врачевании гордыни – не единственный полезный метод, рекомендуемый автором. Святитель показывает необходимость истинного смирения пред Господом в тщательной и искренней работе с гордыней и предостерегает от ложного понимания смирения: «Ложное смирение любит сцены: ими оно обманывает и обманывается. Смирение Христово облечено в хитон и ризу (Ин. 19, 24), в одежду самую безыскусственную: покровенное этою одеждою, оно не узнаётся и не примечается человеками».
«Ложное смирение так ослепляет человека, что вынуждает его не только думать о себе, намекать другим, что он смирен, но открыто говорить это, громко проповедовать».
«Увы, душа моя, Богозданный храм истины! — приняв в себя призрак истины, поклонившись лжи вместо Истины, ты соделываешься капищем!». «В этом капище горестная мерзость запустения! В этом капище разливается фимиам кумирослужения, воспеваются песнопения, которыми увеселяется ад. Там помыслы и чувства душевные вкушают воспрещенную снедь идоложертвенную, упиваются вином, смешанным с отравою смертоносною. Капище, жилище идолов и всякой нечистоты, недоступно не только для Божественной благодати, для дарования духовного, — недоступно ни для какой истинной добродетели» [5].
1) человека невозможно уязвить ни словом, ни событием;
2) высвобождается энергия и силы для творческой деятельности;
3) очищается экран видения жизни и людей от доминанты гордыни, сознание делается кристально чистым, ясным и даёт человеку уверенность в себе;
4) мышление человека становится чистым, чётким, а действия ‒ более эффективными.
Гордыня в благоприятной для неё среде обитания произрастает до масштабов тирании. “Благоприятной” мы называем среду, в которой создана обстановка возвышения гордеца, восхищения им или его талантами, достоинствами, гениальностью. В этой обстановке при отсутствии самоанализа, здоровой логики и критики гордыня расцветает. Окружающие гордеца люди также несут ответственность за отход от нормы здорового общения, нарушение законов психики, законов человеческого общества, за потакание гордецу.
Внешним проявлением гордыни является жёсткий или злой взгляд, требовательный тон, указующие жесты, жёсткая артикуляция и жестикуляция, эффектное позирование. Человек сопровождает всё это несдержанностью эмоций, наступательным, давящим поведением, выговариванием, жёсткой мимикой, публичными оскорблениями другому человеку и др. «Это естественно. Когда человек не вкусил ещё высшего добра, тогда собственное его добро, осквернённое грехом, имеет пред ним цену. Когда же он причастится добра Божественного, духовного, тогда без цены пред ним его добро собственное, соединённое, перемешанное со злом» [5].
Удивительно, что это может произойти с выдающимися, талантливыми и даже гениальными людьми. Описаны примеры десятков Нобелевских лауреатов, известных, например, открытиями в области физики. Неадекватно оценивая свои возможности, многие из них в желании сверхчеловеческих достижений, отдавали свои силы разрушительным военным разработкам. 12 из них принимали участие в Манхэттенском проекте по созданию атомной бомбы. Их научные достижения, звания и социальный авторитет, “не обремененные” нравственными нормами, способствовали развитию их гордыни, готовой уничтожить тысячи ни в чём не повинных людей, детей, женщин, стариков. Так, Альберт Эйнштейн 2 августа.1939 г. обратился с письмом к президенту США Т. Рузвельту с предложением создать атомную бомбу, которая будет способна разрушать целый город или большой порт.
К этой же категории чрезмерных гордецов, как говорится относится и современный американский генетик с мировым именем Д.К. Вентер. Несмотря на многочисленные предупреждения со стороны других генетиков, он разработал искусственную синтетическую бактерию, не содержащую ДНК, способную к саморазмножению и пожиранию нефти. Эту бактерию назвали синтией. В это время, 20 апреля 2010 г., как раз “подоспела” катастрофа в Мексиканском заливе, где у берегов США взорвалась строящаяся нефтедобывающая платформа. Синтия с успехом была использована для уничтожения громадного количества разлившейся нефти. Однако затем она перебросилась на рыб, моллюсков, планктон, рачков, кораллы, тюленей, птиц, в том числе сухопутных обитателей прибрежной зоны, а также на человека. Этой болезни присвоили название ”синяя чума”. Уже в 2010 г. в регионе Мексиканского залива были больны синей чумой 100000 человек. Искупавшиеся в Мексиканском заливе люди вскоре покрывались язвами и через неделю умирали. Синтии формируют свои организмы в виде линз, которые мигрируют в океане и пожирают все животные организмы, попадающиеся на их пути. Так как они не содержат ДНК, то создать биологическое оружие против них невозможно или же, создав его, можно дополнительно заразить биосферу Земли новыми синтетическими бактериями.
В Мексиканском заливе уже сформировались 4 штамма синтий. Единственное оружие против них – это защита биосферы Земли посредством космических биогенетических средств с использованием, вероятно, разрушительной для синтий нейтринной информации. По-видимому, по этой причине синтии не распространяются на другие регионы. И будем надеяться, что вскоре они исчезнут с лица Земли.
Гордыня учёных, проявленная, например, в желании превзойти Творца в творении живых систем и борьбе с ними, например, посредством пестицидов, уже принесла огромные беды. Редко кто из физиков, химиков, медиков, генетиков отрекался от этих идей, осмысливал вредоносные затеи и уходил из высокооплачиваемых частных и государственных проектов. Например, руководитель Манхэттенского проекта Р. Оппенгеймер выступил против него и был подвергнут обструкции. К.А. Тимирязев в 1911 г. и другие крупные учёные в знак протеста покинули Императорский Московский Университет. Однако эти и другие известные всему Миру примеры, не анализируются, не идут на пользу и для осмысления многим современникам.
В 80-90 гг. ХХ в., когда бурно расцветали психология и социология, в обществе, в гуманитарной среде, появилось множество примеров яркого проявления гордыни. Новейшие знания о человеке, его психике, об обществе и управлении им породили толпы учёных и исследователей, которые откровенно выставляли напоказ свои умения, знания, навыки ранее неизвестные в обществе. Значительное число открытий в гуманитарной среде на контрасте с низким уровнем знаний общества в этих областях позволяло манипулировать людьми, зарабатывать на их потребностях. Такие знатоки создавали вокруг себя группы поклонников, клубы поддержки их деятельности, намеренно превознося свою личность, необычные умения. Они властвовали над умами людей, непомерно раздувая свою гордыню.
Наилучший результат достигается в том случае, если впервые замеченные ростки гордыни (властный тон речи, надменный взгляд, неадекватная самооценка, обида или, наоборот, агрессивная реакция в случае недооценки личности, например, ребёнка дома, товарищами, в школе и др.) незамедлительно отмечается окружением человека озвучивается и обсуждается с ним. Родители, учителя, друзья выводят гордыню на уровень осознания и помогают человеку понять, что означает то или иное проявление гордыни. Помощь близких людей имеет решающее значение! Человеку становится ясно, что окружающие видят его гордыню и не проходят мимо. Работая над этим своим пороком, человек может справиться с ним, пока он не пропитал его с головы до пяток и он не стал абсолютным воплощением гордеца.
«Гордость светится. Гордыня смердит» ©Б.А.Астафьев
Хорошо известно, что в русском языке каждое слово кодирует только один смысл. Есть слова-синонимы, но нет слов-повторов (копий). В отношении слов и понятий “гордость” и “гордыня” вот уже несколько веков наблюдается путаница.
Слово ось образовалось от древнерусского ость (усики на колосках), обретя значение центральной прямой. А слово остов образовалось от старославянского оставъ, производное слово от стати (остаться, оставлять). Здесь несколько значений: каркас, скелет, план. Исконный древнерусский суффикс с отвлечённым значением – ость в русском языке значит ось (остов, стержень, несущая основа). Например, верность, преданность, душевность, духовность, влюблённость, участливость, отзывчивость, проникновенность, аккуратность, поэтичность, внимательность, кротость. Этот ряд слов можно легко продолжить. Слова кодируют с помощью суффикса – ост различные присущие человеку базовые качества, т. е. качества в остове (основе) человека, формирующие его внутреннюю ось.
Достаточно много слов с этим суффиксом, несущих отрицательные характеристики: глупость, черствость, жестокость, жёсткость, властность, крикливость, ревность, самовлюблённость, бездуховность, наглость, мерзость и др. Они образованы аналогично: кодируется остов в характере и внешних проявлениях человека.
Древний корень гърдъ обозначает внутреннюю высоту, то, чем дорожит человек. Речь идёт, конечно, о познании нравственных ценностей и духовных вершинах, куда и должен устремляться человек с целью познания и исполнения своего предназначения. Они часто сравниваются с горными вершинами.
Гордость выражается в понимании своих задач, целей и умении организовать процесс решения задач и достижения целей. Гордость – это внутренняя оценка нормы человеческого самопознания и бытия. Мы говорим о человеке, который великолепно выполняет свою работу с радостью, что он горд своим трудом. Он всегда знает норму общения, откровений, взаимоотношений. Он не переходит границу откровений. Гордый человек не чужд юмора и смеха. Гордость порождает радость!
Гордость может быть не яркой, не заметной, тихой. Но вы всегда узнаете такого человека по привычке не изменять своему достоинству, не быть завистником, уважать достойных людей, уважать коллег, не выставлять себя напоказ.
Гордость – это оценка нормы достоинства человека, его самодостаточности. При этом он требователен к себе, но не жёсток к окружающим. Он знает достоинства людей и не сравнивает их, понимая разнообразие предназначений каждого в отдельности. Гордость не кичится, не превозносит себя, не любуется собой, не злорадствует, не требует, не подчиняет, не устанавливает условия для других. В гордости нет самолюбования. В гордости есть самонаблюдение, самоконтроль, самодостаточность, скромность, требовательность к себе, признание норм, границ, меры. «Масштаб должен быть правильным. Когда масштабы искажаются, начинается гордыня» (отец Александр Мень [14]. «Скромный человек может добиться всего, горделивый — всё потерять: скромность всегда имеет дело с великодушием, гордыня — с завистью» (А. Ривароль).
Не путайте гордость и гордыню, также как вы не путаете норму и патологию, здоровье и болезни тела, здоровье и болезни духа, своё и чужое, истинное и мнимое.
Гордость – это внутренняя оценка состояния нравственности, оценка или самооценка верного пути развития личности «в гору», когда осью жизни человека является исполнение его предназначении в соответствии с Законами Мира. Гордость сопровождается состояниями тихой радости, счастья, увлеченности, желанием служить гармонизации Мира. Но гордость – наивысшая из возможных нравственных самооценок деятельности, жизненного пути человека, соотнесённого с траекторией его движения к достижению своего предназначения.
Гордость – это внутренняя радостная самооценка собственной оси (стержня личности), соединенного с самооценкой адекватного следования ему. Под осью мы понимаем нравственные нормы жизни, т. е. нормы взаимодействия человека с собственной психо-генетической и физиологической системами, а также с окружающей природой и обществом. Метафорически сравним это состояние с состоянием факелоносца, которому доверили пронести факел олимпийского огня на вершину.
Он несет факел с полным осознанием ответственности, знания цели своего движения и напрягает каждый мускул своего физического и душевно-духовного организма для красивого и достойного выполнения своей задачи. Может ли факелоносец при этом не переживать состояния гордости?
Стоит ему на миг ослабить мышцы или душевного и духовные силы, и он уже вне состояния гордости. Стоит ему на миг потерять меру скорости, подтянутости, внутреннего баланса эмоций, сдержанности, и он перестанет соответствовать своей миссии. И задача будет выполнена не на должном уровне. Таким образом, гордость характеризуется точнейшим балансом (мерой взаимодействия) составляющих системы «человек».
Перечислим их.
Эти три базовых закона составляют матрицу нравственности человека, ибо определяют ось нормы его жизни в Божественном Мире. Они отвечают на три вопроса:
‒ какова цель жизни человека?
‒ каков путь (направление движения) к реализации цели жизни человека?
‒ каков механизм, «встроенный» Богом в систему «человек» для достижения цели его жизни?
Ответы на эти три вопроса позволяют определить принципиальное отличие гордости как высшей нравственной оценки качества следования человеком этим нормам на любом этапе его жизни от гордыни как извращённой, патологической самооценки человека.
Формирование гордыни происходит при наличии серьёзной психологической деструкции согласно закону асимметрии личной энергоинформации системы «человек»:
«Генетической и формирующейся в ходе онтогенеза творяще-созидающей энергоинформации в биохимическом гомеостазе психики человека сопутствует приобретённая чужеродная и разрушительная энергоинформация, деструктирующая выбор направления дальнейшего развития системы» [1, с.38].
Рассогласование себя с Божественными нормами Мира, нарушение меры даже одного компонента нравственного развития ведёт все компоненты по ложному пути. В случае с возникновением гордыни ‒ это компонент нарушения человеческой самооценки. Адекватная самооценка – это обозначение меры в нормальном самовосприятии человека. Это своеобразные «весы психического здоровья» и комфорта личности, мерой которых являются физическая энергия, самоорганизация, эволюционный рост, понятие об иерархии целей и социальной ценности личности, о её Высшем потенциале.
Рассмотренные нами понятия – это компоненты периодических систем Общих законов человеческого общества, специальных законов психического здоровья, общих законов познания и постижения. Их конгруэнтность показана на схеме № 7.
Схема № 7
Следуя этим законам, человек реализует базовую траекторию норм жизни – то, что именуется нравственностью. Таким образом, осознание исполнения нравственных норм рождает переживание гордости как соответствия высшей норме Законов Мира планеты Земля, человеческого общества, познания и постижения, психики и здорового развития. Об этом писал митрополит Антоний Сурожский в «Безмолвной молитве»: «Но лишь абсолютная гордость может истребить тщеславие полностью» [16]. В абсолютной гордости присутствует гордость за величие Отца, Его деяния и творчество, праведную любовь к нам. Осознавая величие Бога и себя как Его творения, противоестественно не любить себя. Это значит не любить, т. е. не принимать безусловно себя как дар Божий. Другой вопрос состоит в том, как ты этим пользуешься? Что ты под этим понимаешь? Как ты оправдываешь данный тебе Богом дар жизни и служения высшей цели? Является ли твоя жизнь истинным служением на поприще реализации замыслов Творца?
Поскольку до начала XXI века периодические системы Всеобщих Законов Мира и Общих законов человеческого общества не были открыты, то осознание сущности гордости вне этих естественных систем не было ясно людям, были потеряны ориентиры [6]. и происходила путаница понятий гордыня и гордость. Опору на природосообразность и культуросообразность человеческой нравственности понять становилось всё труднее, терялась психолого-смысловая связь.
Необходимо открыто признать, что воспитание и обучение не базировалось на платформе целостной системы естественных законов. При этом учитель, воспитатель не обеспечивались ясностью в отношении цели и траектории жизни человека. Они вынуждены были в меру своих представлений и возможностей научить детей понимать цели и смысл жизни, который сами не всегда могли понять и сформулировать. Это похоже на требование отлично считать без знания правил сложения, вычитания, без знания таблицы умножения или на требование грамотно писать без знания правил языка, что является, безусловно, феноменом врождённой грамотности. Врождённая же нравственность как и следование нормам жизни Творца, к великому сожалению, были потеряны. Эта исторически сложившая цепь зависимостей привела к краху системы воспитания в семье, школе, обществе.
Гордость, порождаемая гармонией со смыслом жизни человека, это выражение внутренней самооценки на соответствие его жизнедеятельности высшим нормам нравственности. Гордость проявляется как тихий свет уверенности и понимания себя в мире. Она проявляется достойным поведением, радостью и деловитостью, готовностью к участию в важных и нужных делах.
Гордость дружелюбна в общении, искренна в желаниях и умениях понять человека, доброжелательном проявлении к любым явлениям растущего мира и адекватной критике при необходимости. Гордость позволяет человеку быть активным проводником эволюционного роста добра и пользы, уверенно выступать в защиту обиженных, оскорбленных и всех, кто требует защиты и помощи. Знания человека о себе, своём предназначении, о необходимости самосовершенствования не имеют границ, так как вершина нравственности всё же никогда не может быть достигнута человеком. Она абсолютна только у Бога. Всегда должно быть движение вперёд. Достигнутый уровень самооценки должен, уходя вглубь подсознания человека, мотивировать последующее развитие.
Гордый человек не выскочка, он внимателен к окружающим и с увлечением учится у них. Он никогда не лезет вперёд там, где этого не требуется. Он трудолюбив, аккуратен, сдержан, т. к. всё это проистекает из понимания им меры как обязательной нормы проявления себя в обществе. Гордость не позволяет человеку завидовать, критиковать, оговаривать, сплетничать. Она не превозносит своих качеств, а считает их нормой. А уж ограничение свободы воли, выбора других людей, унижение, оскорбление, навязывание себя, своих тем, своей точки зрения, своих вкусов и чего бы то ни было, тиранство и т. п. – эти патологические проявления не имеют к гордости никакого отношения. Лишь запутавшийся в понятиях человек может ставить их в один ряд с понятием «гордость».
Гордость – это норма высшей самооценки нравственной жизни человека. Она тиха и спокойна.
Гордыня – это не гордость. «Гордец редко бывает благодарным человеком: он всегда убежден, что получает меньше, чем заслуживает» (Г. Бичер). Гордыня подавляет окружающих, не дает им иметь право выбора, самовыражения, требует подстраиваться под гордеца. Гордыня – это не норма, а патология самодостаточности и самооценки человека. Гордыня — это невежество; те, кто имеет мало мудрости и опыта, мнят о себе слишком много; и они обкрадывают своего ближнего, поскольку у них слишком мало собственных добродетелей (Д. Юм). Гордыня чаще всего является маркером прошлого унижения, индивидуального бунта, вырывающегося наружу. Она – признак непризнания Бога, нежелания нести великое служение замыслам Творца.
Гордецы в обществе – это вопль о совершённых ошибках семьи, системы образования и воспитания, о нерешённых нравственных проблемах общества.
Если бы вам было предложено нарисовать картину на тему «Гордость и гордыня» что бы вы изобразили? Лично я нарисовала бы счастливого Человека, одолевающего высокую гору и раскинувшего руки к небу и солнцу. Это счастливый и увлечённый творчеством человек, который гордится своим предназначением и достойно воплощает его своим движением «в гору», т. е. в восходящем нравственным гармоническом развитии. Внизу и сбоку, чтобы не портить настроение радости, я бы нарисовала другого человека, сваливающегося в болото и покрикивающего о своих достоинствах.
Автор:Н.В. Маслова, доктор психологических наук
Библиография
1. Антоненко Н.В. Периодическая система законов психики человека. ‒ М., 2010. ‒ 48 с.
2. Астафьев. Б.А. Введение в учение о генетическом единстве Мира. ‒ М.-Севастополь: КАНОН, 2013. ‒ 180 с.
3. Брайко Л.И.. Периодическая система законов здоровьесбережения и здоровьеразвития. / Вторые международные системономические чтения./ Сб. докл. и научно- исслед. работ. Киев-Ялта, 2012. ‒ С. 43-59.
4. Брайко Л.И. Ноосферная концепция самосознания. / Законы Мира воплощая: Ноосферная наука, образование, воспитание. / Сб. статей участников I и II Международных фестивалей природосообразных технологий «Крымская ноосфериана». ‒ Севастополь, 2013. ‒ С. 110-119.
5. Брянчанинов И. Мнимое смирение – порождение гордости. / В кн. «Помоги, Господи, изжить гордыню». ‒ М., 2012. ‒ 208 с.
6. Клименкова Т.М. Древняя русская грамота в свете Всеобщих Законов Мира. – Симферополь: Доля, 2011. – 130с.
7. Клименкова Т.М. Периодическая система психолингвистических кодов и законов психики человека. // Законы Мира воплощая: ноосферная наука, образование, воспитание / Сб. статей участников I и II Международных фестивалей природосообразных технологий “Крымская ноосфериана”, Севастополь, 2013. – С. 119-125.
8. Кузнецов А.В. Духовный маяк веры. Симферополь, 2012. ‒ 120 с.
9. Маслова Н.В. Периодическая система Всеобщих Законов Мира. ‒ М.: Ин-т холодинамики, 2005. ‒ 170 с.
10. Маслова Н.В. Периодическая система Общих законов человеческого общества. ‒М.: Ин-т холодинамики, 2006. ‒ 217 с.
11. Маслова Н.В. Периодическая система законов образования. – М.: Институт холодинамики, 2009. − 179 с.
12. Маслова Н.В. Тайны и явь воспитания. – Симферополь: издатель ФЛП К.А. Лемешко, 2011. – 168 с.
13. Маслова Н.В. Ноосферный переход: от умного к духовному. – Севастополь: КАНОН, САН, 2013. – 166 с.
14. Мень А. Два пути понимания христианства. /Лекция в ДК МЗАЛ 25 января 1989 г.
15. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского язика. / Ожегов С.И., Шведова Н.Ю . ‒ М.: Азбуковник, 1999.
16. Сурожский А. Безмолвная молитва. / Интернет-ресурсhttp://mitras.ru/mol_jizn/ life8.htm
17. Сурожский А. Бойтесь мнимой праведности. / В кн. «Помоги, Господи, изжить гордыню». ‒ М., 2012. ‒ С. 208.
18. Сурожский А. Слышаие и делание. – М.: Московское Подворье Свято-Трицкой Сергиевской Лавры, 1999.
19. Саторин И. Тщеславие, гордыня и унижение. ‒ http://progressman.ru/2011/08/humiliation/
20. Саторин И. Чувство собственной важности. ‒ http://progressman.ru 2009/03/chuvstvo-sobstvennoj-vazhnosti/горь
21. Саторин И. Комплекс неполноценности: http://progressman.ru /2011/06/complex
22. Ухтомский А. А.. Доминанта как рабочий принцип нервных центров. // Хрестоматия по возрастной физиологии. Учебное пособие. (Сост. М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер). – М.: Академия, 2002. – С. 106-117.
23. Шванёва И.Н. Ноосферная психология. Психология предназначения. − М.: Линия красоты, 2005. − 205 с.
24. Шмеман А. Великопостная молитва святого Ефрема Сирина. / В кн. «Помоги, Господи, изжить гордыню». ‒ М., 2012. ‒ С. 208.
Источник: https://econet.ua/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий