Психокомплекс – это поведенческий запрет, обусловленный стойким внутриличностным переживанием вытесненных в подсознание представлений человека о своих недостатках, неразрешённых душевных конфликтах
Компенсаторные психокомплексы невозможно рассматривать в отрыве от из порождающих первичных психокомплексов. По этой причине мы акцентируем внимание на понятии и психическом явлении, называемом психокомплексом.
Психокомплекс – это поведенческий запрет, обусловленный стойким внутриличностным переживанием вытесненных в подсознание представлений человека о своих недостатках, неразрешённых душевных конфликтах, чувствах и страхах, сопровождающийся глубокими переживаниями и невротическим поведением.
Термин комплекс (от лат. complexus — «переплетенный») ввел в психологию К.Г.Юнг, Учёный утверждал, что психический комплекс — это «группировка психических элементов вокруг эмоционально окрашенных содержаний», которая «состоит из ядерного элемента и огромного числа вторично присоединившихся ассоциаций».
Компоненты комплекса могут быть представлены в сознании или оставаться неосознанными, но считается, что ядерный элемент всегда не осознается.
Возникавшие в раннем детстве душевные конфликты, неприятные впечатления, фрустрации, угрозы безопасности вытесняются в подсознание, где как бы дремлют, оставаясь, тем не менее, действенными. Позже, когда возникают новые эмоциональные конфликты, подсознательные детские, подростковые, юношеские воспоминания, связанные с первоначальной травмой, и сформировавшиеся на этой основе комплексы определяют отношение к таким конфликтам и выбор пути их разрешения. Комплексы формируются, развиваются и сохраняются у человека на его подсознательном уровне и, в большинстве своём, не осознаются личностью. Их осознание порождает неприятные переживания, вследствие чего внутренняя цензура блокирует проникновение информации о комплексах в самосознание человека. Нами предложена типологизация психокомплексов, которая имеет целью способствовать работе психолога или врача по оказанию помощи пациентам.
Психический комплекс представляет собой весьма стойкое нейрофизиологическое явление, именуемое доминантой А.А. Ухтомского [22]. Доминанта характеризуется постоянно повышенной возбудимостью нервных центров, возбуждения которых служат усилению возбуждения в очаге, тогда как в остальной части нервной системы широко наблюдается явление торможения.
Событие или жизненное переживание Отражение пережитого в мозгу
человека. Л – левое полушарие головного мозга, П – правое полушарие головного мозга
Схема №1.Понятийная модель отражения переживания в мозгу человека.
Это особый нейрофизиологический очаг, доминирующий в деятельности головного мозга человека с концентрацией на его эмоциональном переживании. Представим этот психический комплекс как нейрофизиологический очаг (иначе доминанта Ухтомского) в виде схемы.
На схеме №1 показано отражение события или жизненного переживания человека в левом (Л) и правом (П) полушариях головного мозга в виде символа вспышки. Доминанта Ухтомского не является прерогативой только мозга. Это общее состояние нервной системы человека: «определённая констелляция центров повышенной возбудимости в разнообразных этажах головного и спинного мозга, а также в автономных системах» [22].
Мы присоединяемся к мнению многих исследователей (К. Юнг, Р. Юм, Б. Рассел, И. Саторин, О.Г. Торсунов, М.А. Минакова, С. Балакин) в том, что доминанта является порождением переживания внутреннего раскола и наиболее устойчивым болезным состоянием психики. Полученная низкая оценка внешности личности или её деятельности, нравственного или бытового поведения или поступка, к примеру, со стороны окружающих человека, в любой форме глубоко проникает в подсознание и вызывает внутренний (вербальный или невербальный) протест. Сформированный в виде нейрофизиологического доминантного очага, постоянно возбуждающего нервную систему человека к переживанию, он то и является управляющим центром психокомплекса [4]. Это лишает человека энергии жизни. Для объяснения этого феномена прибегнем к формуле энергий, известной даже школьникам:
(N): N полная = N полезная + N затрат.
Формула показывает потерю жизненной энергии на затраты по переживанию психокоплекса. Снижение энергетических затрат человека (на переживание негативных состояний и поиск путей выхода из них) привносит в жизнь человека жизненную энергию, обилие сил, улучшение самочувствия, оздоровление. Но это уже другой разговор – о трансформации негативных состояний и переживаний.
Причины возникновения психических комплексов кроются в нарушении законов психики человека самой личностью или кем-то в отношении личности [1]. Законы психики человека в настоящее время систематически представлены в виде периодической системы специальных законов психики человека доктором психологических наук Н.В. Антоненко. Ею выявлены 7 больших групп законов психики человека:
законы биохимического гомесостаза психики человека (В);
законы энергетического гомесостаза психики человека (С);
законы информационного гомесостаза психики человека (D);
законы творчества (самоорганизации) психики человека (E);
законы эволюции психики человека (F);
законы системной иерархии психики человека (G);
законы духовного созидания в процессе развития психики человека (H);
Кроме этого учёным выделена группа законов предшествования, названная «законами элементарного гомеостаза психики дочеловеческих сообществ». Таким образом, всего 8 больших групп законов психики. Каждая из групп систематизирована по 8 уровням сложности эволюционного развития. Назовём их в порядке нарастания сложности:
Если расположить указанные группы и уровни в виде таблицы, то на пересечении этих уровней сложности законов и их больших групп формируются 64 группы законов психики человека. Нарушение каждого из законов приводит к сбою в работе псисистемы человека. Формирование же псикомплекса происходит при нарушении законов самоорганизации (В4, С4, D4,Е4, F4, G4,. H4) в сочетании с одним-двумя законами группы. Графически это выглядит как перекрестие (или крест) законов психики человека. Не отсюда ли происходит широко бытующее мнение о несении определённого креста по жизни? Ведь, если человек нарушил законы психики, чаще всего без специалиста ему не справится с трансформацией своего переживания и он действительно в прямом смысле слова несёт свой крест по жизни. Мы полагаем, что нарушение (не соблюдение) каждого из законов приводит к возникновению того или иного отягощения психики человека, которые могут перерастать в псикомплексы при определённых обстоятельствах. А эти обстоятельства многообразны как сама жизнь.
Это приводит нас к выводу о наличии не 50 психических комплексов, описанных в психоанализе, а о гораздо большем (не менее 150) их числа, сообразно количеству законов психики человека, т.к. каждая из 64 групп содержит от 1 до 12 законов .
Исследования законов психики человека доктором психологических наук Н.В. Антоненко [1] и их системное рассмотрение показывают, что сильное психическое переживание завладевает всем человеком вплоть до нарушения самоорганизации биохимического гомеостаза .
Любые негативные переживания соответствуют энерго-информационной регрессии психики человека. Оно захватывает правую долю мозга сильной эмоцией, сопровождающейся мощным энергетическим выбросом и выбросом в кровь катехоламинов ‒ гормонов стресса. Это способствует формированию связей между мозговым центром и органами тела, испытавшими нервное и гормональное воздействие. В левом мозговом центре (Л) запускаются процессы рефлексии по поводу переживания, но они, будучи вторичными, несравнимо более слабые по энергетике, нежели взрывная реакция в правом полушарии.
Доминанта, словно под увеличительным стеклом, показывает любую мелочь, могущую иметь отношение к прошлому негативному переживанию. В первый же миг возникновения вопроса или задачи она захватывает пространство мозга эмоцией, лишая мозг его базовой функции- интегративной деятельности. Это не позволяет разуму вступить в рациональное действие, заставляет его вновь и вновь переживать комплекс и связанные с этим страдания. Это является причиной многих неврозов.
О наличии комплексов у человека можно судить по следующим признакам:
- частые и сильные переживания из-за собственного поведения и собственных неадекватных реакций на действия других людей;
- неадекватность реакций на различные жизненные ситуации и на поведение других людей;
- чрезмерной весёлости;
-чрезмерной чопорности, позёрства, говорливости, желании понравиться собеседнику;
- чувство скованности при решении задач, которые оцениваются другими людьми;
- чувство страха или беспокойства при ожидании предстоящих встреч и разговоров со значимыми людьми.
При несформированной адекватной самооценке (особенно в детстве, подростковом периоде или юности) человек неистово ищет возможность изменения ситуации. Эта доминанта для человека становится невыносимой, он ищет как спасение другое переживание (другую доминанту), которая будет компенсировать болезненные переживания. Она должна быть сильнее болезненной доминанты. Здесь-то и возникают компенсаторные комплексы!
Компенсаторные психические комплексы
Компенсаторные психические комплексы не менее болезненны, чем первичные – их порождающие комплексы. Поскольку в переживании первичного комплекса человек жаждет избавиться от страдания, он часто находит быстрый путь к этому в виде не истинных, а ложных компенсаторных комплексов. Это ложный путь.
Компенсаторно в нездоровом «поглощении» всего внимания и интереса человека тем или иным животным или группой животных: собак, кошек, змей, свиней, крокодилов, лошадей и др.
Тип коммуникативно-зоологического психического комплекса стал одним из самых распространённых сегодня среди жителей городов. На первый взгляд кажется, что многие люди очень любят собак и кошек, выгуливают их, занимаются с ними на специальных площадках, шьют им одежду и снабжают специальной обувью, и др. Всё это так, но….
Направим взор в глубину веков. Исстари кошки и собаки, коровы, овцы, козы, свиньи, лошади, верблюды, олени находились в хозяйстве человека. Они жили в специальных сараях, стойлах и укрытиях. Человек заботился об их питании, тепле и чистоте в хлеву. Животные помогали человеку выполнять работы по дому, огороду, на пашне, при переездах. Однако человек всегда держал дистанцию: животные знали своё место в хозяйстве и не переступали грани дозволенного им пространства обитания. Лишь в экстремальных ситуациях животные оказывались в юрте или доме, где жили люди.
Это было связано с пониманием естественных норм гигиены и санитарии. Человек всегда знал, что животные имеют паразитов на коже, в шерсти и в испражнениях. Заражение ими непереносимы и смертельно вредны для человека. Среди наиболее распространённых:
1.дипилигиоз (заражение подкожной клетчатки паразитами собаки через общую пищу, посуду, место кормления, посредством прыгающих блох, которые вызывают зуд, общее недомогание);
2.токсокароз (заражение аскаридами от кошек и собак через грязные руки, вызывающее аллергию, а при повторных заражениях вызывающие поселенеи личинок аскарид в головном мозге либо анафилактический шок часто с летальным исходом);
3.токсоплазмоз (заражение простейшим организмом токсоплазмы через цисты, выделяющиеся с фекалиями кошек и поселяющиеся в любых органах и вызывающее аллергию, микроэнцефалию, анэнцефалию, а в случае заражения беременных, это приводит к формированию у плода заячьей губы, волчьей пасти, дебильности ребёнка).
После Второй Мировой войны в славянские страны стали проникать кино и печатные материалы, в которых рекламировались иные отношения человека с животными: их проживание в квартирах, организация специальной индустрии питания для животных, одежды и украшений для собак и кошек, организация для них специальных пансионатов, гостиниц, парикмахерских и ветеринарных клиник. Возникла правовая защита и общественные движения за права животных. Появилась информация о пользе животных, к примеру, кошек, способных лечить своего хозяина. Стало модным иметь собак или кошек особых пород, а позже свиней, экзотических птиц и пресмыкающихся в доме. Стали известны также случаи завещания животным имущества и капитала. Что же стоит за всем этим? Любовь человека к «нашим меньшим братьям»
Рассмотрим вновь нейрофизиологический механизм возникновения психической зависимости человека от чего бы то ни было или от кого бы то ни было. Схема №1 показывает, что на фоне потребности человека избавиться от коммуникативно-диалоговых и коммуникативно-полилоговых комплексов, часто компенсаторно возникает своеобазный симбиоз между человеком и животным (животными). При этом именно человек ищет общения с животным, пробуждая его к взаимодействию. Взаимодействие, игра, кормление и уход за животным носят характер диалога ( или полилога в случае нескольких животных). Разговор человека с животным часто превращается в привязанность. Человек переносит на животное свои свойства и способности слушать, понимать, быть внимательным, ласковым и др. В таких случаях, когда антропоморфизм (в данном контексте уподобление животного человеку) всё более и более завладевает сознанием и подсознанием человека, едва ли не возникает культ поклонения животному (зоолатрия). Человек начинает относиться к животному так, как если бы это был человек: животному разрешается лежать на диване и на кровати хозяина, его частенько кормят из тарелки, взяв на руки за стол, где сидят люди. Животное укладывают себе на грудь, на живот, на бедро, якобы, для снятия боли и усталости. В некоторых случаях животное спит с хозяином в одной постели.
Не стоит забывать, что порождает близость в поведении животных и человека. Научно доказано, что мозг животного имеет 2 нейрологических контура - биовыживательный и эмоционально-территориальный. Первый из них обеспечивает функционирование органов и систем питания, выделения, теплообмена, элементарного (биохимического), клеточного, энергетического, информационного метаболизма. Второй же из названных контуров мозга животного обеспечивает функционирование животного в освоении, охране, борьбе за свою территорию, своего гнезда, потомства, самку, своего приоритета в стае. Эти же 2 контура являются основанием человеческого мозга, выполняя те же функции. Однако у человека 8 контуров и его головной мозг выполняет множество высших и несвойственных животному функций.
В случае возникновения зооантропного симбиоза именно человек опускает планку своих возможностей до 1 и 2 контуров головного мозга и незаметно для себя «возвышает» животное до «своего» уровня. Возникает силовое поле эмоций, которое «связывает» человека и животное в единый симбиоз.
Система «Человек» Силовое поле эмоций Система «животное»
Схема №2. Зооантропный симбиоз. Система «Человек» притягивает к себе систему « животное » посредством силового поля эмоций.
Чем дольше контактное взаимодействие человека и животного, тем более сильным становится поле взаимного притяжения и взаимозависимости. При этом, животное начинает паразитировать на чувствах хозяина, и даже диктовать ему свои требования и условия взаимодействий. За примерами далеко ходить не надо. Человек, покинув по работе надолго дом, возвращается в него до неузнаваемости «помеченный» во всех возможных местах в знак протеста животного. Хозяин, отдав животное на время командировки знакомым, встречает обструктивное поведение животного по возвращении из командировки: кот или собака демонстративно поворачиваются к хозяину спиной, не желают идти на контакт с ним. Что происходит?
Выпав из поля эмоций хозяина и оставшись без своей законной дозы внимания и любви, животное ощущает эмоциональную и гормональную недостаточность. Поскольку это страдание животного на первом биовыживательном контуре его головного мозга связано с хозяином, то и наказание его следует неизбежно. Заметим, что первый и второй контуры головного мозга обладают самыми сильными узами в симбиозе «человек - животное» по той причине, что они первичны в жизнеобеспечении всех живых млекопитающих. Более того, других потребностей вне 1 и 2 контуров головного мозга, у животного быть не может.
Приведём примеры. Девушка находилась длительное время в симбиозе с кошкой. Как только ею было принято решение о замужестве, и она привела в дом своего жениха, из дома ушла кошка.
Другой пример. В доме женщины много лет проживала собака, которая ощущала себя в центре внимания хозяйки. Как только в доме появился знакомый мужчина, животное стало проявлять «ревность» и агрессивность. Вскоре она заболела и умерла.
Более 8 лет собака проживала в семье, чувствуя безграничную к себе любовь. Когда же хозяйка решила навести порядок в квартире, сменить обои, сделать ремонт, собака, почувствовав угрозу, игзгрызла мебель, двери, оборвала обои, стала нападать и кусать хозяев. Животное продолжало диктовать свои условия семье вплоть до своей естественной кончины.
Знание меры во взаимоотношениях с животным порождает природосообразные, т.е. правильные отношения между человеком и животным. Но бессознательно возвышая статус животного в семье, обслуживая животное , человек нарушает законы человеческого общества и собственной психики. Не умея настроить себя на генетически присущие нам вибрации, мы уподобляемся фальшивым музыкальным инструментам, звучащими потенциально вредно для себя и окружающего мира. Мы сами создаём хаос в мыслях, чувствах, поступках, выборах отношений и их меру. Этот хаос неадекватно настраивает животных, живущих рядом с человеком, за что впоследствии они и расплачиваются. Что мы нарушили? Законы самоорганизации и закон высшего потенциала живых систем Мира.
Как просто начинается путь вниз по лестнице, потенциально ведущей личность к восхождению. Вот вы с кошкой на руках. Просто хочется отвлечься, отдохнуть. Сегодня, завтра, послезавтра…Незаметно для себя, вы уже включились в синхронизацию с некоей информацией (см. схему №2) и заработал закон информационно-энергетического управления коммуникацией. Он уже управляет вами, ибо вы желаете это действие повторять и повторять и активизирует нейрологические пласты ствола головного мозга человека, отвечающие только за функции биовыживания. Пролонгированно работают отрицательные биологические обратные связи – БОС. Что вы нарушили? Закон личной ответственности за выбор коммуникативной информации.[1] Для вашей психической системы эта информация, возможно, является непереносимой, разрушительной и вы стали искать компенсацию на более низком уровне иерархии жизни – среди братьев наших меньших.
Вы понимаете теперь, что является базовым элементом в трансформации взявшего вас в полон компенсаторного комплекса - созависимости в симбиозе «Человек – животное». Вам необходимо контрапунктом создать творческий позитивный мыслеобраз! Как только Вы, а не мыслеобраз негативного переживания, станете иерархически выше его, Вы обретёте эволюционно предназначенный Вам природой высший потенциал, Вы обретёте творяще-созидающую веру в исключительную важность закона активности личного мировоззрения. Следуя этим путем, Вы трансформируете собственное негативное состояние.
Понятие «комплекс» получило широкое распространение и вне классического психоанализа, стало широко применяться по жизни в более простом значении. В повседневном понимании, психологический комплекс - это поведенческий запрет, обусловленный стойким внутриличностным страхом. Чем больше у человека страхов, тем больше у него комплексов. Вопрос «Что ты комплексуешь?» переводится как «Что ты боишься?» Фраза «У меня комплекс по поводу моей внешности» значит «Я боюсь что-то делать из-за страха по поводу своей внешности». В структуре личности большинство комплексов взаимосвязаны между собой и сочетаются с защитными реакциями, которые в целом в жизни человека играют не только отрицательную, но и положительную роль.
К примеру, комплекс человека нередко приводит к серьёзным раздумьям и поиску путей трансформации переживания. Шагом вперед может быть посещение хороших психологических личностных тренингов. Из полезных и глубоких направлений можно посоветовать семинар «Целостное мышление» (Н.В.Маслова, Н.В.Антоненко, М.В.Ульянова, Л.В.Мазурина, С.А.Самсонова, И.В. Смоквина ), «Женское счастье» (Н.В.Антоненко, М.В.Ульянова), «Искусство быть мужчиной» (Э.В.Насоновский), «Мужчина-лидер» (М.В.Брынин) и др.
Динамика Управления Хаосом
Каждое живое существо способно выносить вибрации своего диапазона. Превышение порога допустимых вибраций вызывает болезни и гибель. Если жизнь протекает в соответствующих системе диапазонах, она благоденствует. Человек, не преступающий грани предназначенного диапазона частот, продуктивен в жизни и творчестве. Стоит ему оказаться вне своих вибраций – он страдает физически, психически. Постоянное пребывание в непереносимых для него условиях или ситуациях спрессовывается в психическое заболевание. С точки зрения рассматриваемых законов человеческого общества, психические заболевания сегодня могут быть опаснее туберкулёза и рака. Трудно или почти невозможно зафиксировать начало заболевания. Приведём пример.
Управление же отбором необходимой информации и энергии возможно только на основе созданных ценностных идеалов человека. Это идеалы здоровья, творчества, межличностного общения, социального успеха, системы принципов, универсального или космического мировоззрения человека. Кроме того, личность должна иметь идеал своего Высшего Потенциала – предназначение. Управление отбором информации контролируется этими идеалами по закону биологической обратной связи. Идеалы играют роль камертона, с которыми должна быть синхронизирована поступающая информация до ее архивирования человеком.. Тут уж о собственной душе-психее говорить не приходиться: конгломерат какой-то создаётся. Тут истоки фрустраций, депрессий, раздвоения личности, психозов всякого рода… Следствием этого и являются психические заболевания, нарастающие в своем объёме как снежный ком.
Воображение – орудие трансформации псисостояния
Будучи «выбитым» из зоны комфортного мышления и естественных для себя биоритмов, человек вынужденно оказывается в чуждых ему психических состояниях. Согласно голографической концепции работы головного мозга К. Прибрама («Языки мозга», М.,1975), мозг человека формирует голографические образы. Они служат инструментом корреляции и кросс-корреляции в процессах поиска ответов на вопросы и решений разного рода задач.
Процесс подачи информационных сигналов (полученных органами восприятия) условно обозначен на следующей схеме прямыми линиями. Перекодировка этих сигналов в электрические импульсы на входе в мозг не показана. В виде концентрических окружностей показаны осцилляторы (условные точки касания электрических импульсов в соответствующих зонах головного мозга), возбуждающие в системе «мозг» волновые картины. Наложение волновых картин в центре схемы показывает зону формирования голографического мыслеобраза, воспринимаемого человеком как образ предмета, явления Мира (реального, материального, ментального, идеального, собственного психического мира).
Схема №3. Понятийная модель формирования волновой структуры мыслеобраза
Характеристики мыслеобразов.
1.Мыслеобразы голографичны
2.Мыслеобразы имеют волновую природу.
3. Мыслеобразы подвижны.
4Мыслеобразы изменяются.
5. Мыслеобразы морфогенетичны (способны порождать сходные).
6. Мыслеобразы бесконечно долго хранятся и вызываются любым «ключом» (зрение, слух, вкусбиорезонансные возможности находятся в некотором диапазоне и ограничены в своих внешних, наиболее эффективных проявлениях – проявлениях духа.
7.Мыслеобразы создаются и трансформируются по прнципу аналогий
8. Мыслеобразы проходят 7 этапов роста в своём развитии.
9. Мыслеобразы способны трансформироваться либо в восходящем ,либо в нисходящем направлении
10. Мыслеобразы способны трансформироваться в любой последовательности (форма,информация ,жэнергия)
Характеристики мыслеобразов (по В.В.Вульфу) заключают в себе ключ, открывающий« потайную дверь» в Храм тайн Психеи – человеческой души. Специалисту сразу бросаются в глаза характеристики №3,4,5,6,8,9.Они говорят о способности мыслеобразов к трансформации. На основе этих характеристик и создана методика коррекции, профилактики и лечения психосоматических заболеваний, к которым относятся и рассматриваемые компенсаторные комплексы.
Механизм волнового резонанса (№ 10) реализуется в этой методике через слово и создаваемое в процессе лечения поле безусловного восприятия пациента психологом (поле любви). Трансформация осуществляется (№ 2, 3, 9) в строго определённой последовательности задаваемых вопросов, согласно методике отслеживания, т. е. движения по следу переживания, восприятия, присущего пациенту. Характеристика № 8 помогает психологу понять стадию развития мыслеобраза в нисходящем процессе болезни. Характеристика мыслеобраза под № 7 даёт возможность психологу направить пациента по вектору позитивного саморазвития. Характеристики № 1, 4, 5, 6 позволяют всегда (даже в самых тяжёлых случаях) обнаружить скрытое подсознательное или явное, но не реализованное намерение пациента и создать ментальную модель его реализации. В этой части методики врач, психолог опирается на открытый И.П. Павловым рефлекс цели: устремлённость человека к здоровью, счастью, радости как естественной, сообразной природе человека, цели (И.П. Павлов «Рефлекс цели»,1918).
Для понимания методики отслеживания негативных состояний абсолютно необходимо знать этапы эволюционного усложнения (роста, созревания) мыслеобраза.
Понимание того, что любой мыслеобраз когда-то рождается в сознании человека (физический уровень), подвергается осознанному или неосознаваемому творческому процессу выбора личностью (творческий уровень бытия мыслеобраза), проживает испытания в ходе межличностных и социальных контактов, входит или не входит в систему принципов личности (уровень принципов), а также в его универсальный банк возможностей (универсальный уровень развития мыслеобраза) позволяет специалисту определить иерархический уровень, на котором остановлена эволюция системы мыслеобраза. А поскольку мыслеобраз является живой открытой системой, то он обменивается с окружающим его пространством энергией, информацией и веществом. В случае незрелости мыслеобраза (остановка в развитии на одном из уровней роста) специалист констатирует наличие «проблемы». Далее его задачей является обнаружение зрелой формы мыслеобраза. Именно она, как скрытое и нереализованное подсознательное желание личности, будучи востребованной, снимает болезненное переживание невозможности быть востребованной и реализованной ранее. Включаются механизмы самопроизвольной саморегуляции. Разрешённое существует! Оно высвобождается из недр подсознания, снимая тяжкий груз страдания и затрат энергии личности. Прибегнем к формуле энергий
(N): N полная = N полезная + N затрат.
Снижение энергетических затрат человека (на переживание негативных состояний и поиск путей выхода из них) привносит в жизнь человека жизненную энергию, обилие сил, улучшение самочувствия, оздоровление.
Трансформация мыслеобраза скачкообразно вскрывает ранее невостребованный позитивный энергетический потенциал личности, истинные жизненные цели, ранее скрываемые чувства. Включаются механизмы самопроизвольной саморегуляции и человек получает исцеление как разрешение быть самим собой, вернуться к себе здоровому. Снимаются наработанные маски, маскировочные покровы. Они становятся пустышками, которые более не интересны человеку. После процесса трансформации рекомендуется 2 недели регулярного общения с позитивным (зрелым) управляющим мыслеобразом. После чего наступает период его естественного «приращения» в системе мозга и не требуется дополнительных усилий по его активизации. Заметим, что трансформация происходит в силовом поле чувств пациента и не требует логического осмысления в ходе самого процесса. По завершении процесса отслеживания ( при необходимости) можно провести беседу с пациентом. Следует акцентировать его внимание на правильном обращении с новым, т.е. зрелым мыслеобразом. Конечно же, никоим образом не следует трактовать те или иные ситуации, мыслеобразы в процессе, т.к. индивидуальный опыт пациента может не совпадать с опытом психолога , врача. Спокойное и разумное отношение к процессу трансформации позволит психологу или врачу научить многих пациентов управлению их собственными мыслеобразами .
«И здесь срабатывает …мысль», − писал Парацельс. Дело в том, что позитивная мысль всегда следует естественным генетически детерминированным путём. Этот вопрос хорошо изучен невропатологом из Алматы кандидатом психологических наук Н.А. Давыдовской. Продолжая исследования Ухтомского, Лурия, Хомской, она обнаружила, что при преобладающем использовании функций левого полушария мозга блокируется его интегративное взаимодействие с правым полушарием. Таким нехитрым и незаметным способом аннулируется интегративная деятельность мозга. Говоря проще, мозг работает неадекватно естественным возможностям, своему генетическому коду. И здесь срабатывает уже не мысль (по Парацельсу), а её оставшийся в левом полушарии фрагмент. Он и претендует на роль мысли-примадонны! Он и пытается сыграть главную роль! Он изо всех сил управляет нашим вниманием, организует вокруг себя спектакль жизни. Именно он пытается объяснить, что такое любовь, счастье, поэзия, музыка, чувства, красота. Но объяснением не заменить саму любовь, счастье, поэзию, красоту, музыку! Их надо просто чувствовать как поцелуй, луч солнца, запах ландыша! Вот так одним левым полушарием не заменить целостного мозга, наделённого природой бесконечным спектром возможностей и призванного выполнять свои функции сообразно законам работы мозга.
В процессе отслеживания негативных состояний происходит реконструкция генетически детерминированного способа восприятия информации. Это достигается в процессе релаксации при достижении альфа – тетта ритмов головного мозга и, соответственно, снятия мышечного напряжения пациентом. В этом состоянии срабатывают механизмы самопроизвольной саморегуляции: человек реконструирует собственные желания, намерения, возможности. Он становится способным функционировать сообразно своей психотипической природе.
Страстное желание, способное направлять поведение, действия (выражается в силе воли), и весь ход мыслей (сила мысли) в направлении реализации желаемого, и есть хозяин, о котором писал Парацельс. Мы говорим о силе духа человека.
Приходится констатировать, что в лечении душевных (психических) болезней большую роль играет сила духа врача и психолога. Сила его духа, как нам представляется, в первую очередь, проявляется в овладении искусством врачевания психических заболеваний, исходя из понимания природы незрелых управляющих мыслеобразов пациента. Как нигде более, именно в этой профессии чувствуешь смысл понятия ДУХ – Динамика Управления Хаосом, в котором оказался пациент в своих мыслях, душе, духе и жизни.
Врачевание нарушенного генетически детерминированного способа приёма, обработки, архивирования, поиска информации и работы с ней, а потому неупорядоченного, хаотичного, больного способа мышления, посредством управления мыслеобразами и их трансформацией в восходящем порядке, умение закреплять положительные результаты − подлинное искусство психолога, психотерапевта, психоневролога, психиатра.
Типологизация психологических комплексов
Мы пришли к выводу, что причины психологических комплексов лежат в нарушении законов психики человека в сочетении с нарушением законов самоорганизации. По своей нейрофизиологической природе психологические комплексы едины и являются доминантами – очагами повышенной возбудимости (см. выше). Это даёт нам право предложить систематизацию психологических комплексов по условиям их возбуждения, т. е по типам факторов-возбудителей.
С нашей точки зрения, эта типологизация даёт понимание причин (какие нарушены законы психики) и факторов (болевые точки психики личности), что позволяет, при желании пациента, найти методы трансформации псисостояний и помочь пациенту.
Типы психокомплексов по типам факторов-возбудителей
1.Тип рефлексивно-монологовый, если комплекс пробуждается при внутренней рефлексии или внутреннем монологе личности. К таковым относятся следующие комплексы.
Комплекс неполноценности – необоснованное убеждение человека в том, что он в чем-то неполноценен, намного хуже других людей и уступает им, и поэтому заслуживает недоброжелательное, неуважительное и пренебрежительное отношение к себе. Комплекс неполноценности возникает по поводу:
- внешних или физических недостатков человека, включая его фигуру, лицо, руки, недостатки других частей лица или тела;
- внутренних, психических недостатков, включая ум, речь, память, внимание, знания, способности, умения, навыки, черты характера.
Комплекс вины выражается в том, что человек с сильно развитой совестью и чувством ответственности постоянно переживает за свои действия и аналогичные поступки других людей, причем без должных на то оснований. Ему часто кажется, что он лично виноват в том, что происходит с ним и вокруг него, а также с другими людьми, хотя на самом деле это не так.
Комплекс кастрации – возникающий под влиянием мнимых или реальных угроз со стороны взрослых страх мальчика потерять свой половой орган в качестве наказания за детский онанизм.
Комплекс Электры – неосознанное влечение девочек к собственному отцу и соперничество с матерью за его внимание.
Комплекс Эдипа – бессознательное желание обладать родителем противоположного пола и устранить родителя - «соперника». Одновременно порождает глубинное чувство вины.
2. Тип коммуникативно-диалоговый, если комплекс пробуждается при взаимодействии или диалоге с кем-либо. Назовём наиболее важные из них.
Комплекс защиты проявляется в уверенности человека в том, что все люди вокруг него настроены против него и желают ему зла. В связи с этим человек постоянно готов защищаться от людей, хотя необходимости в этом на самом деле нет.
Комплекс превосходства – не обоснованная установка человека на то, что он превосходит окружающих людей (принадлежность к высшей расе, "лучшему" роду, социальной группе или обладание особыми качествами, культурой, способностями, знаниями) и что это дает ему право пользоваться среди них особыми привилегиями.
Комплекс враждебности проявляется в повышенной агрессивности человека, который уверен в том, что все люди по природе враги друг другу, коварны и злы, что обладание силой дает ему право властвовать над другими людьми, либо в убежденности в том, что агрессивное поведение – это вынужденное действие одного человека на коварство другого.
Комплекс неполноценности – формирующееся в раннем детстве болезненное чувство собственной ущербности, брошенности, ненужности, никчемности, сопряженное с желанием человека во что бы то ни стало их преодолеть. Проявляется весьма индивидуально, но часто выраженной является немотивированная гордыня, доходящая до мании величия (тирания по отношению к домашним или к окружающей социальной среде), либо (при неудаче) в «бегстве в болезнь».
3. Тип коммуникативно-полилоговый, если комплекс пробуждается при взаимодействии с группой или сообществом. Назовём некоторые из них.
Комплекс оратора. Не вполне обоснованная установка человека на то, что он плохой оратор, проявляется в боязни аудитории, неумении руководить своей речью перед людьми, в громоздких и неудачных фразах, покраснении лица или потении ладоней, безконечных извинениях перед аудиторией.
Комплекс труса. Сформировавшаяся боязнь чего-либо (темноты, высоты, закрытого пространства, машин, грабителей, новых знакомств, смерти, болезни, потери близких, родных, друзей, собственной решительности и др. собственных действий,), проявляющаяся в паническом страхе, закрытости и мнительности.
Комплекс молчуна, как не обоснованная установка человека на то, что его превосходят окружающие люди и ему не о чём с ними даже поговорить.
4.Тип коммуникативно-техногенный, если комплекс пробуждается при взаимодействии человека с техникой. Он проявляется либо 1) в боязни машин, приборов и неумении и нежелании ими пользоваться; либо 2) в нездоровом фанатическом «поглощении» всего внимания и интереса человека техникой: телемания, компьютеромания, байкомания, автомания, игромания (поглощение внимания игровыми аппаратами и др.).
5.Тип коммуникативно-зоологический, если комплекс пробуждается при взаимодействии с животными. Он проявляется в панической боязни и избегании животных и нежелании с ними общаться.
6. Компенсаторные психокомплексы, если на фоне острой необходимости компенсировать негативные переживания, человек создаёт некий симбиоз с кем-либо или с чем-либо, который оказывается ложным и незаметно затягивает человека в деструктивную зависимость. К примеру, техногенные, зооантропные, коммуникативные симбиотические комплексы.
7. Конгломерат психокомплексов, если сцепление ряда психических комплексов проявляется в тотальном напряжении человека и множество факторов приводят к истощению нервной системы и прогрессирующим заболеваниям.
Автор: Н.В.Маслова, доктор психологических наук
Библиография
1. Антоненко Н.В. Периодическая система законов психики человека. ‒ М., 2010. ‒ 48 с.
2. Астафьев. Б.А. Введение в учение о генетическом единстве Мира. ‒ М.-Севастополь: КАНОН, 2013. ‒ 180 с.
3. Брайко Л.И.. Периодическая система законов здоровьесбережения и здоровьеразвития. / Вторые международные системономические чтения./ Сб. докл. и научно- исслед. работ. Киев-Ялта, 2012. ‒ С. 43-59.
4. Брайко Л.И. Ноосферная концепция самосознания. / Законы Мира воплощая: Ноосферная наука, образование, воспитание. / Сб. статей участников I и II Международных фестивалей природосообразных технологий «Крымская ноосфериана». ‒ Севастополь, 2013. ‒ С. 110-119.
7. Клименкова Т.М. Периодическая система психолингвистических кодов и законов психики человека. // Законы Мира воплощая: ноосферная наука, образование, воспитание / Сб. статей участников I и II Международных фестивалей природосообразных технологий “Крымская ноосфериана”, Севастополь, 2013. – С. 119-125.
8. Кузнецов А.В. Духовный маяк веры. Симферополь, 2012. ‒ 120 с.
9. Маслова Н.В. Периодическая система Всеобщих Законов Мира. ‒ М.: Ин-т холодинамики, 2005. ‒ 170 с.
10. Маслова Н.В. Периодическая система Общих законов человеческого общества. ‒М.: Ин-т холодинамики, 2006. ‒ 217 с.
11. Маслова Н.В. Периодическая система законов образования. – М.: Институт холодинамики, 2009. − 179 с.
12. Маслова Н.В. Тайны и явь воспитания. – Симферополь: издатель ФЛП К.А. Лемешко, 2011. – 168 с.
13. Маслова Н.В. Ноосферный переход: от умного к духовному. – Севастополь: КАНОН, САН, 2013. – 166 с.
21. Саторин И. Комплекс неполноценности: http://progressman.ru /2011/06/complex
22. Ухтомский А. А.. Доминанта как рабочий принцип нервных центров. // Хрестоматия по возрастной физиологии. Учебное пособие. (Сост. М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер). – М.: Академия, 2002. – С. 106-117.
[1] Эти законы сформулированы и исследованы в монографии автора “Периодическая система общих законов человеческого общества”, М., 2006. опубликовано econet.ru
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ua/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
тоже заинтерисовало :)
Ответитьхотелось бы продолжения..о соответствующих методах :)
Здравствуйте! Меня настолько заинтересовала ваша статья... Знать бы что к такому специалисту можно было бы попасть на прием, я была бы счастлива! Кто нибудь что нибудь знает?
ОтветитьДобавить комментарий