Подпишись

5 предпринимателей Российской империи, создавших великие компании

Экология потребления. Бизнес: В России всегда было нелегко вести бизнес, но истории успеха всё равно случались. Иногда бывшие крепостные...

Звёзды дореволюционного бизнеса

В России всегда было нелегко вести бизнес, но истории успеха всё равно случались. Иногда бывшие крепостные превращались в магнатов благодаря своему упорству и предпринимательской жилке.

Сегодня наш рассказ о пяти предпринимателях времён Российской империи, которым удалось построить крупный бизнес.

5 предпринимателей Российской империи, создавших великие компании

Александр Чичкин

Купец первой гильдии Александр Чичкин изменил молочный рынок своего времени. До того как он открыл магазин «Молоко» на Большой Дмитровке, продуктом торговали исключительно на улицах и рынках. За несколько лет ему удалось построить сеть. В 1914 году у него был 91 магазин, два молочных завода и творожно-сметанный филиал, 40 маслозаготовительных станций. Комбинат перерабатывал в сутки 100–150 тонн молока. В фирме «А.В. Чичкин» работали 3000 человек.

Предприниматель уделял много внимания маркетингу: все магазины были облицованы белоснежным кафелем, приказчики одеты в белоснежную форму, в зале стояли невиданные прежде кассовые аппараты, которые гарантировали честное отношение к покупателям. Каждый вечер свежее молоко в бидонах торжественно вносили в магазины, а вчерашний продукт с утра публично выливали в канализацию на улице.

К 1917 году основной капитал предприятия составлял больше 10 млн рублей. После революции весь бизнес Чичикова был национализирован. Ему не удалось избежать ссылки: два года пришлось провести в Северном Казахстане, пока его не вызволили оттуда Молотов и Микоян. Потом Чичкин стал обычным советским пенсионером, но всё равно участвовал в разработке планов и проектов по развитию молочной отрасли в СССР.

Степан Абрикосов

Родоначальник фамилии Степан Абрикосов был крепостным, его семья поставляла сладости на барский стол — пастилу и варенье из абрикосов (отсюда и фамилия). В 1804 году 64-летний Степан получил вольную и вскоре открыл артельное семейное производство в Москве. Сладости здесь закупали на званые вечера и на свадьбы, вскоре им удалось открыть фруктово-кондитерскую лавку. Известность Абрикосовых росла.

В 1820-м, после смерти Степана, производство перешло его сыновьям Ивану и Василию. Но темпы, заданные отцом, им поддерживать не удалось. Через 20 лет они лишились производства из-за долгов. Казалось, что известный семейный бизнес перестал существовать, но к тому моменту подрос внук Степана — Алексей. Он был способным молодым человеком, особенный интерес у него вызывала бухгалтерия. Он решил возродить семейный бизнес и организовал домашнее производство: Абрикосовы вновь варили варенье, делали конфеты и пекли пряники. Чтобы удешевить производство, он начал закупать фрукты в Крыму, а позже первым наладил круглогодичные поставки фруктов в Москву. Его цель была сделать производство по-настоящему масштабным. В итоге через 30 лет, к 1872 году? у Алексея было 40 кондитерских мастерских, на которых трудились 120 рабочих. Всего выпускалось 512 тонн сладостей в год.

Сыновья Алексея продолжили дело. Они создали товарищество и построили завод. К началу XX века бизнес Абрикосовых стал одним из лидеров кондитерского рынка страны. Его годовой оборот составлял 2,5 млн рублей.

После революции предприятия семьи национализировали. В 1922 году фабрике присвоили имя большевика Петра Бабаева, однако ещё несколько лет имя Абрикосовых оставалось на этикетках для привлечения внимания. Некоторым членам семьи удалось бежать за границу, но другим избежать ареста не удалось.

Пётр Смирнов

Пётр Смирнов был родом из семьи крепостных, которая по праздникам варила и продавала вино. Получив вольную, отец и дядя Петра решили сделать винный бизнес своим основным делом. Пётр с детства работал в этой сфере: сначала стал приказчиком у отца, а затем основал маленький винный завод.

Дело Петра Смирнова развивалось быстро: увеличивалось число погребов, заводов, складов, магазинов, росла узнаваемость бренда. Секрет успеха заключался в безупречной репутации предпринимателя и его хороших связях в торговой сфере. Он работал с родственниками, которые не решались его подвести или обмануть, и использовал только высококачественное сырьё: ключевую воду, спирт из хлебных зёрен (а не из свёклы), хорошие фрукты и ягоды.

Последние Пётр разыскивал сам: ездил по областным хозяйствам, добывая неизвестные сорта. Фирма Смирнова выпускала вино, ликёры, настойки, водку и наливки — всего более 400 наименований. Техническое оснащение его заводов всё время обновлялось, предприятие быстро стало крупнейшим в мире и получило международное признание. Смирнов стал поставщиком императорского двора и получил право размещать герб Российской империи на этикетках (теперь качество его продукции гарантировало государство). Также он поставлял спиртное ко двору короля Швеции, открыл филиалы в Лондоне, Париже и Нью-Йорке.

В конце XIX века доходы Смирнова резко упали: государство решило взять алкогольный рынок под контроль и ввело «винную монополию». Он по-прежнему был очень богатым человеком, состояние оценивалось почти 9 млн рублей, но трудности в бизнесе подкосили его здоровье, и в 1898 году он скончался. Сын Петра — Владимир после революции бежал из страны и создал бренд Smirnoff. В России бренд возродился лишь после распада СССР.

Григорий Елисеев

Григорий Елисеев родился в состоятельной семье. Ещё его прадед продавал в России дорогие иностранные товары: вина, тропические фрукты, устрицы и трюфели. Для их доставки в распоряжении фирмы был собственный торговый флот: четыре парусника и пароход. В 32 года он унаследовал торговую империю c основным капиталом в 3 млн рублей. Он учредил «Торговое товарищество Братья Елисеевы» и начал распоряжаться бизнесом по своему усмотрению. В первый год работы оборот предприятия составил 64 млн рублей.

Однажды Елисееву пришла дерзновенная мысль: устроить в Париже выставку марочных вин. Французов сложно удивить вином, но молодому предпринимателю это удалось. Его даже наградили его орденом Почётного легиона. Фурор укрепил положение Елисеева на рынке.

Спустя ещё два года предприниматель купил дом на Тверской и поручил лучшим специалистам превратить его в чудо архитектуры. Работы закончились к 1901 году, тогда торжественно открылся «Магазин Елисеева и погреба русских и иностранных вин». Здесь продавали гастрономическую роскошь: вина, фрукты, сладости, колониальную бакалею, хрусталь. Всё было свежим, чистым, высокого качества. Это был первый в стране универсальный продовольственный магазин.

В 1914 году в семье Елисеевых случилась трагедия: жена Григория покончила жизнь самоубийством из-за его влюблённости в другую. Сыновья отказались от наследства и разорвали отношения с отцом, Елисеев женился вновь, быстро и со скандалом, и уехал в Париж. В 1918 году его имущество национализировали.

Павел Буре

Павел Буре-младший был внуком российского предпринимателя немецкого происхождения, основавшего фирму по производству часов. Первоначально фабрика Буре располагалась в Санкт-Петербурге, однако Павел, унаследовав производство, принял решение о покупке завода в Швейцарии. Ему удалось сделать бизнес по-настоящему масштабным.

Самым известным продуктом «Буре» были подарочные часы, которые император дарил дипломатам, чиновникам и деятелям культуры. Известно, что за время правления Александра III было вручено 3477 подарочных часов на сумму 277 472 рубля, подавляющее число из них было от фирмы «Буре».

Кроме того, компания выпускала призовую продукцию для офицерского состава российской армии, а также простые часы: их можно было купить в магазине по демократичной цене. Бренд стал очень узнаваемым. В сочинениях одного лишь Чехова выражение «часы Буре» встречается более 20 раз. Чтобы поддерживать узнаваемость на том же уровне, Павел Буре и его потомки вложили много сил в участие в выставках, где их товары много раз завоёвывали медали. К началу XX века компания занимала 20% российского рынка часовой продукции.

С революцией бизнес не прекратил существование. Его спасло то, что производство находилось в Швейцарии. Компания «Буре» существует до сих пор.опубликовано econet.ru

Автор Наталия Киеня

Источник: https://econet.ua/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
, чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!
Комментарии (Всего: 3)
    • 0 / 0

      Очень радует фото из архива Прокудина-Горского с типичными австро-венгерскими солдатами (форма фуражек, цвет их, как и цвет мундира одного из них) на заднем плане. Понятно, что они пленные времён Первой мировой. Авторы таким образом хотят сказать, что величие тех самых предпринимателей было построено пленными австрияками? Или просто не понимают, какие фото ставить в качестве иллюстрации?

      Ответить
      • 0 / 0

        А "пленные австрияки" - это претензия на имперцев?

        Ответить

    Добавить комментарий

    Когда неопределённость становится для вас комфортной, в вашей жизни открываются безграничные возможности. Экхарт Толле
    Что-то интересное