Подпишись

Этическая сторона программирования беспилотных авто

Экология потребления. Мотор: Прежде чем начать серийно выпускать автомобили с беспилотным управлением, автопроизводителям придется решить сложную этическую дилемму...

Все новые технологии в сфере автоматизации раньше всего проникают в автомобильную промышленность. Сегодня серийные машины стандартно оснащаются круиз-контролем, программой параллельной парковки и даже функцией автоматического обгона. Имея все эти новшества, водитель может спокойно (ну или не совсем спокойно) сидеть и наблюдать за тем, как компьютер управляет его машиной.

Поэтому закономерно, что многие автопроизводители начинают задумываться о том, чтобы полностью передать управление под контроль компьютера. Такие автомобили будут более безопасными, экологичными и экономичными, нежели их «ручные» предшественники. Но абсолютную безопасность, как известно, обеспечить невозможно.

Этическая сторона программирования беспилотных авто

И это порождает ряд трудных вопросов. Например, как нужно запрограммировать машину на случай неизбежной аварии? Должна ли система минимизировать человеческие потери, даже если придется пожертвовать жизнями пассажиров? Или она должна будет спасать пассажиров любой ценой? Или выбор между двумя этими альтернативами должен быть случайным? 

Ответы на подобные вопросы могут повлиять на то, как беспилотные автомобили будут восприняты обществом. Ведь кто захочет купить машину, которая в экстремальной ситуации может убить владельца?

Так поможет ли здесь наука? Возможно, к ответу на этот вопрос смогли приблизиться ученые из Тулузской школы экономики – Жан-Франсуа Боннефон и его коллеги. Они пришли к выводу, что, поскольку на приведенные морально-этические вопросы не может быть правильного или неправильного ответа, последнее слово в развитии беспилотных автомобильных систем будет за общественным мнением.

Поэтому ученые решили изучить общественное мнение с применением нового научного метода – экспериментальной этики. Этот подход подразумевает изучение реакции большого количества людей на поставленные перед ними этические дилеммы. Результаты оказались интересными, хотя и немного предсказуемыми.

«Полученные данные являются лишь первыми шагами в направлении изучения сложнейших проблем морального свойства при программировании автономных транспортных средств», — говорят исследователи.

И вот какую дилемму предлагали разрешить испытуемым. Представьте, что в недалеком будущем у вас есть беспилотная машина. Вы едете в ней, и вдруг дорогу впереди переходит группа из десяти людей. Машина не успевает остановиться, чтобы избежать наезда, но может свернуть в сторону и врезаться в стену. Но в таком случае погибнете вы. Какой вариант должна выбрать машина?

Этическая сторона программирования беспилотных авто

Один из подходов к решению данной проблемы – исходить из идеи, что количество жертв необходимо минимизировать. Смерть одного человека против смерти десяти.

Но у такого подхода могут быть и другие последствия. Если беспилотные автомобили будут покупать меньше из-за того, что они потенциально способны привести к гибели владельца, то больше людей будут погибать в авариях с участием обычных машин. Получается безвыходная ситуация.

Боннефон и его коллеги ищут приемлемое решение этой этической дилеммы, отталкиваясь от общественного мнения. В начале они предположили, что люди чаще всего выбирают сценарий, который подразумевает сохранение их собственных жизней.

Они опросили несколько сотен рядовых граждан. Участникам опроса был предложен сценарий, по которому можно было спасти одного или нескольких пешеходов, свернув в стену, убив таким образом пассажира или одного пешехода.

В то же время исследователи меняли некоторые подробности сценария, такие как количество пешеходов, которых можно спасти; кем было принято решение свернуть – компьютером или владельцем автомобиля; а также какова роль испытуемого в этом сценарии – в качестве пассажира авто или стороннего наблюдателя.

В целом люди чаще высказывались за идею сохранить как можно больше человеческих жизней.опубликовано econet.ru

Автор Наиль Байназаров

Источник: https://econet.ua/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
, чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    При ближайшем рассмотрении мне вообще становится ясно, что те перемены, которые как будто наступают с ходом времени, по сути никакие не перемены: меняется только мой взгляд на вещи. Франц Кафка
    Что-то интересное