В нормальной семье должна быть атмосфера взаимного уважения и любви. Чтобы её сформировать, важно определить персональные границы каждого члена семьи, и детей - тоже. Ребенок будет уважать чужие границы, если привыкнет к тому, что его собственные никогда и никем не нарушаются.
Родители должны с малых лет учить ребёнка отстаивать свои и уважать чужие границы, причём не только в семье, но и за её пределами. Но в первую очередь ребёнок должен осознать и запомнить те пределы, внутри которых он может осуществлять определённые действия по своему усмотрению.
Ребёнок и границы
Собственное пространство и личные вещи
Родители могут заботиться о ребёнке, не принимая во внимание его мнение, только в первый год его жизни. В последующем они должны строить воспитание таким образом, чтобы малыш чувствовал себя личностью, к которой относятся уважительно. И для этого необходимо определить границы.
В первую очередь ребёнок должен научиться понимать, что у него есть собственное пространство и личные вещи.
Например, если ему была подарена игрушка, он может распоряжаться ею по своему усмотрению: играть, ломать или дарить другим детям.
Однако он должен осознавать и то, что следующую игрушку он получит не мгновенно, а в запланированное родителями время. С первых лет он должен знать, что у него есть своя территория — отдельная комната или игровой уголок. В этом пространстве он может уединиться и устанавливать собственные правила.
Родители не вправе навязывать ему свои представления о порядке и эстетике, но могут высказывать аргументированное мнение, которое ребёнок может принимать или отрицать.
Приобретая одежду, игрушки и другие предметы личного пользования, родители всегда должны учитывать предпочтения ребёнка. Желательно предоставлять ему право выбора.
Такой же подход должен быть и в обыденной жизни. Не стоит заставлять малыша надевать определённую одежду или есть нелюбимые блюда (только объясняя зачем ему это важно, например, зачем важны в пище овощи). Дети должны свободно высказывать своё мнение и пожелания, а родители ‒ учитывать их и искать компромиссные решения.
Во всех ситуациях, в которых ребёнок может принимать решение самостоятельно, ему должна быть предоставлена такая возможность.
Не следует ему диктовать условия и настаивать на определённых действиях. Если их выполнение обусловлено объективной необходимостью, родители должна рассказать о причинах и следствиях.
Родителям нужно уважительно относиться к интересам и занятиям ребёнка. Не стоит отрывать детей от игр, общения со сверстниками, просмотра фильмов и других увлекательных процессов только потому, что старшими запланированы другие мероприятия, например уборка. Время уборки нужно согласовать заранее и ребенка предупредить об этом тоже.
Кроме этого, не следует настойчиво расспрашивать о частной жизни — взаимоотношениях с друзьями, подругами, учителями и другими людьми.
Необходимо формировать условия, в которых инициатива исходила бы от самого ребёнка: нужно, чтобы у него возникало искреннее желание рассказывать о событиях в школе, помогать родителям и поддерживать любые начинания старших.
Дети смогут уважительно относиться к чужим границам, если привыкнут к тому, что их собственные никогда не нарушаются.
Члены семьи должны тонко чувствовать друг друга и не совершать действий, доставляющих дискомфорт. Дети и родители должны ощущать внутреннюю свободу, уверенность, что их поступки не будут подвергнуты осуждению, а границы — нарушены.опубликовано econet
Жизнь не требует, чтобы ты был последовательным, жестоким, терпеливым, внимательным, сердитым, рациональным, бездумным, любящим, стремительным. Однако жизнь требует, чтобы ты осознавал последствия каждого своего выбора.
Ричард Бах
Добавить комментарий