Подпишись

Как понять, готов ли ребенок к школе - важные признаки

О неочевидных признаках готовности к школе. О том, какие «школьные» компетенции можно развивать у малышей и во время похода в магазин. Об обучении детей любого возраста - жизненным опытом. И о важных вопросах - навыках. 

Как понять, готов ли ребенок к школе - важные признаки

Сейчас сезон разговоров с семьями - выпускников школ, будущих первоклассников, тех, кто будет менять школу. Мы «проходим» вопросы и фразы, которые должны были бы звучать у ребёнка любого возраста естественно и спокойно:

- Мне нужна помощь. Помогите, пожалуйста. Пожалуйста, объясните, я не понял&

- Я могу отказаться от того, что считаю не верным, не моим. Если мне что-то дискомфортно - я скажу об этом, позабочусь о себе или попрошу о помощи. У меня есть выбор.

Какие признаки покажут, что ребенок готов к школе

- Я люблю исследовать новое. (Я любопытен) (Любопытство - основа для мотивации. Любопытство - противоположно тревоге).

- Я позволяю себе ошибаться.

- Я справлюсь.

- Я могу опираться (положиться) на себя. И я знаю, что могу опираться на (родителей, семью, друзей). Я знаю, что, если нужно, мне помогут.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Мы вчера ходили по супермаркету. Внимательно наблюдала за людьми, отвыкла от них. В магазине недалеко от нас перемещалось семейство с ребёнком лет 6 - 6,5. Парню было скучно, жарко, неудобно в маске, он капризничал, требовал купить игрушку (в общем, привычная закономерная история). Родители время от времени его одергивали: «Ну ты же взрослый, ты же идёшь в первый класс». Пугали тем, что оставят в магазине, отдадут охраннику. А когда мальчик начал вредничать из-за того, что ему что-то не купили, Мама сказала Папе: «Ну не расстраивай его, он же сейчас будет плакать».

Как понять, готов ли ребенок к школе - важные признаки

Я наблюдала за ребёнком - отметила, что он не обращает внимание на детей в магазине, не смотрит на тех детей разного возраста, которые ходили совсем рядом; часто цепляется за мамину руку или юбку. Его движения - походка, жесты - разбалансированы; ему не интересно, он не пытается читать надписи крупными буквами.

Мы же знаем, что готовность ребёнка к школе - это не один признак, не просто желание-умение читать и считать. Это совокупность большого количества эмоциональных, моторных, социальных, интеллектуальных признаков и компетенций. И их естественное развитие идёт не через специальную подготовку - на курсах или кружках, а «жизнью», средой, собственным опытом.

Если бы родители этого мальчика пришли на консультацию, чтобы определить его готовность к школе, я задавала бы им вопросы, чтобы, отвечая, они сами могли оценить и определить возможные зоны развития ребёнка. Все эти «признаки» - важны, в принципе, в нашем вызревании. Взросление человека, готовность к новой нагрузке, связано с тем, что он может выдержать бОльшее напряжение. Я бы спросила:

1. Насколько ребёнок может выдержать нагрузку - быть какое-то время без мамы?

2. Насколько отношения с родителями воспринимаются, как надежные. Ребёнок сможет проявлять активность, любопытство, только отталкиваясь от ощущения безопасности и поддержки в семье. (Родители пугали ребёнка тем, что оставят его в магазине, были непоследовательными в своих реакциях, а мальчик цеплялся за руку и юбку мамы).

3. Насколько ребёнок справляется с напряжением (разочарованием), например, когда ему не дали сразу же желаемого, как он справится, если захочет ответить, а учитель вызвал другого ребёнка. Если что-то сразу же не получилось. Реакция может быть нейтральной, пассивной или агрессивной (ребёнку важно столкнуться с тем, что не все ему сразу может принадлежать, что иногда ему нужно подождать. Ему важно слышать от нас «Нет» - многие родители боятся расстроить ребёнка, отказывая ему в том, что дОлжно. Так мы лишаем ребёнка возможности потренироваться, столкнуться с напряжением, которое у него в жизни обязательно будет. Но он его может учиться «выдерживать», благодаря нашей тактичности и поддержке).

4. Нагрузка общением. Насколько ребёнок подготовлен - видел, общался с разными людьми. (Есть ли у него опыт взаимодействия, Обращали ли мы вообще его внимание на детей и взрослых разных психотипов, телесных типов, возрастов).

5. Сможет ли ребёнок вынести напряжение, когда на него какое-то время не обращают персонального внимания (учитель, даже самый лучший, не сможет уделять внимание только одному ученику. Справится ли с этой нагрузкой ребёнок? Как будет себя вести - шалить, плакать, проявлять агрессию? Я бы спрашивала у родителей - часто ли они дают планшет ребёнку, когда он говорит «мне скучно», играет ли хоть какое-то время сам, есть ли у него какая-нибудь ответственность дома).

6. Нагрузка «социальностью». Один из признаков готовности к школе - умение воспринимать себя частью группы. Воспринимает ли ребёнок, что обращаются и к нему, когда обращаются ко всей группе. (Это отчётливо видно у первоклассников, когда некоторые дети не открывают тетради, не выполняют действия, пока к ним не обратятся персонально. Не реагируют на слова: «Дети, ученики, сделайте...», пока учитель не произнесёт: Ваня, сделай).

7. Может ли ребёнок позволить себе попросить у нас (у других людей) о помощи - насколько он уверен, что его поддержат.

8. Если ребёнок учится писать буквы, он говорит: я нарисовал букву или я написал букву? («Нарисовал» - это признак игровой, творческой деятельности и мотивации. «Написал» - уже учебной).

9. Насколько ребёнок подвижен, раскован в движениях, насколько мы позволяем или ограничиваем его двигательную активность (человек - сложная система, в которой «все влияет на все». Координация движений, физическая направленная активность - связана и с волевой и эмоциональной сферой. И детям важно - попадать в цель, ловить и отталкивать, поддерживать физическую активность).

10. Есть ли у ребёнка режим дня, правила, что-то, что выполняется регулярно (это влияет не только на возможность «выдерживать» правила, но и на общее ощущение безопасности).

11. Насколько ребёнок уверен, что он «хорош просто так».

Как понять, готов ли ребенок к школе - важные признаки

А теперь о том, как мы можем «готовить к школе» малыша во время похода в магазин:
Память: у нас есть список покупок. Запомни, что нам нужно купить. И будешь мне подсказывать.

Концентрация внимания: сфокусироваться на конкретной задаче. - запомни, у тебя миссия - ты отвечаешь за покупку творога. Не позволяй себя отвлечь.

Понимание размеров: сравнивать коробки, банки, овощи, бутылочки бОльшие и меньшие.

Множества: в магазине есть - овощи, молочные продукты, моющие средства, и прочее (мы учим ребёнка обобщать).

Счёт: какие цифры ты видишь, сколько товаров в корзинке, сколько у тебя сейчас монет....

Формы: сейчас есть разноформатная упаковка (а найди квадратные коробки, а что есть круглого, а где овал).

Действия по правилам: мы идём направо, потом налево. Вначале 3 шага вперёд, затем, 5 шагов влево.

Общение: взвесить овощи, прийти на кассу - поговорить с кассиром, продавцом.

Координация: достать с полки (безопасный) продукт так, чтоб остальные товары не упали. Сложить в своей тележке товары.

Подписывайтесь на Эконет в Pinterest! 

Чтение: найди букву, а что там написано, не вижу?

Слуховая, зрительная память и восприятие: говорить шепотом, поросить прислушаться к объявлениям в магазине, а запомнил, где расположен отдел с хлебом? А где была картинка с рыбой?

Социальная: а давай наблюдать за людьми.

Логика: предложения со словами - если - то, потому что. «а если мы поставим коробки пирамидой, внизу меньшая, а сверху большая, что произойдёт. Почему?) а почему колёса круглые, а не треугольные или квадратные....

Что нам ещё важно:

  • Играть в игры с правилами и наблюдать, может ли ребёнок играть по правилам (дети-дошкольники играют по своим правилам).
  • Вырезать, лепить, строить, завязывать, застёгивать. Учиться вытирать попу.
  • Наблюдать, может ли ребёнок ожидать желаемого.
  • Может ли защитить себя, если это нужно, или просить о помощи.
  • Может ли осознавать и выражать чувства.

Ребёнок обязательно всему научится. Некоторым детям нужно чуть больше времени. Некоторым - чуть больше нашей поддержки.

Добрых взрослений!опубликовано econet.ru

Автор Светлана Ройз

фото Карина Киль

Подписывайтесь на наш youtube канал!

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ua/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
, чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!
Комментарии (Всего: 1)
    • 0 / 0

      Мне кажется после 7 лет, даже не подготовленного в школу отдают, тут уже по возрасту положено. Мы дома подготовкой занимались, писать и читать уже умели. Важно еще, чтобы ребенок болел меньше и школу реже пропускал. Очень эффективно витамишки иммуно плюс принимать, иммунитет поддерживают отлично. В составе витамины С, Е еще и на основе натуральных соков.

      Ответить

    Добавить комментарий

    Слишком много людей тратят деньги, которых они не заработали, на вещи, которые им не нужны, только для того, чтобы впечатлить людей, которые им не нравятся. Уилл Смит
    Что-то интересное