Подпишись

Как работает травматерапия Эрика Берна

В травматерапии особое место отводится воспоминаниям. Их использует и техника Эрика Берна. Работа начинается вот с чего. В человеке есть три сущности: ребенок, взрослый и родитель. Ребенок отвечает за желания (хочу), родитель за нормы (надо) и взрослый - делатель.

Как работает травматерапия Эрика Берна

Психотравмы не удалось избежать еще ни одному человеку. Подобных клиентских запросов у психологов - большинство. Поэтому, данная статья предназначена для специалистов, работающих с психотравмами, используя приемы и техники травмотерапии. 

Травматерапия: 2 этапа

1. Стабилизация (накачка ресурсов)

2. Воспоминания:

  • во время психотерапии психолог все время бегает (ведет клиента), где тяжело: ведет клиента, ставя его в позицию наблюдателя, а затем в ресурсы. И так несколько раз. Техника "2 стула": легко-тяжело, где легко это ресурс, а тяжело это травма;
  • если клиент спрашивает (задает вопросы при этих возвратах, то надо возвращать ему вопрос: а как это тебе?
  • гештальт надо использовать как ресурс (человек  - сам ресурс, если нет ресурса вовне. Если клиент уже прожил какое-то время с травмой  - то есть ресурс.

Если мы живы, то у нас есть все, чтобы справиться, но мы не видим этого.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Техника Берна

Мы говорим клиенту:

- есть в вас 3 сущности: ребенок, взрослый и родитель. Ребенок отвечает за желания (хочу), родитель за нормы (надо) и взрослый - делатель

- проставь стулья как хочешь (можно с карточками делать), можно и в группе и индивидуально

- сядь на каждый из 3 стульев: ребенок-взрослый-родитель...что чувствуешь там? какие  чувства к другим из этой части (родитель, к примеру  к ребенку и взрослому) - какое ощущение в теле? какое отношение к другому стулу (мысли)?

Как работает травматерапия Эрика Берна

- пересядь на другой стул, какие ощущения здесь в тебе? -отсюда к другим? - какой образ возникает?

- сядь на 3 стул: как тебе там? (клиенту нужно ориентироваться  на свои восприятия в себе и не смотреть на другие стулья), куда ты смотришь? какая твоя часть смотрит в будущее?

- переставить стулья: так лучше? как чувствуешь? (чувствует и психолог и клиент)

- скажи своему Ребенку (часть-роль в клиенте): мне очень жаль, что так получилось. Прости - так получилось  (если, к примеру, клиент смотрел на Ребенка)

- попробуй сказать ему: теперь я вижу тебя...(и пересадить клиента на другой стул). Так лучше? (переставляем стулья)

- двигай энергию по телу где не хватает ( в ребенке...родителе...или взрослом, в любой из частей-ролей) - направь энергию туда.

- пересядь во взрослое (ребенок во взрослое): как ты относишься к родителям? (здесь можно работать  или с прошлым или с гештальтом

- переставляем стул далеко - так легче? - как это влияет на твою жизнь? ты понимаешь? - (работаем с гештальтом)

- итак, твой взрослый готов меняться, а ребенок? Пусть ребенок посмотрит туда (на родителя - переставить стул ближе к клиенту). Как тебе там? сядь как хочешь..

- что чувствуешь к родителям? попробуй сказать: ты нужен(на) мне, мне тебя не хватает. Можно к тебе? Теперь пересядь на родителя: как родитель относится к взрослому?

Пересаживаем ребенка в родителя, затем родителя во взрослого, затем ребенка во взрослого по предыдущей схеме, все время спрашивая о динамике чувств.

- затем ставим еще стул: представь что это родители твоих родителей, пересядь туда...затем вернись к ребенку..

- попробуй сказать бабушке что ты хочешь...что чувствуешь?

- опять пересядь во взрослого. Как теперь твоему взрослому? Скажи ему -  я тебя вижу и иду к тебе. Я теперь могу делать и поступать как взрослый.

- теперь сядь в ребенка и скажи взрослому и родителю: я принимаю вас обоих, вы оба значимы для меня и вы во мне. А ваши отношения (проблемные зоны в клиенте) я оставляю вам.

- Поставь родителей(либо одного из них) в образе стула впереди себя и скажи  из роли ребенка о проблемной теме, например: ты мой папа а я твоя дочь, так получилось что ты ушел рано из жизни (ты обижал меня...бросил...не любил....предал...) и я прощаю тебя

- поставь сзади себя (ребенка бабушку и скажи: ты моя бабушка и ты во мне,  ты умерла а я живу и мне надо успеть сделать...

Говорить ключевые вещи что хочется сделать.

- добавить (если работа с горем-потерей при смерти родителей): в светлую память о тебе я сделаю что-нибудь хорошее...я знаю что у тебя не все получилось и ты будешь рад моим успехам.

- сделай шаг к папе и представь как ребенок его обнимает

- представь маму рядом с папой. Скажи: вы мои родители. Так получилось что отношения у нас (у вас) не сложились как я хотела. И я долгие годы обвиняла тебя мама. Но теперь прощаю и ты прости меня просто потому что ты моя мама а я твоя дочка. Ради папы..

сделать глубокий наклон в сторону мамы(родителей) и глубокий выдох.

Как работает травматерапия Эрика Берна

Что теперь чувствуешь?

  • скажи папе: теперь я тебя отпускаю...иди с миром (при работе с горем-потерей)
  • сделай вдох и отпусти
  • отворачиваем клиента в другую сторону. Это в будущее
  • ставим стулья в ряд: сядь на каждый и проговори свои чувства теперь
  • какой стул более комфортный? чем отличается?
  • какая часть развивается теперь?
  • предлагаю закончить на этом...опубликовано econet.ru

Автор Татьяна Силаева 

Тематические подборки видео https://course.econet.ru/live-basket-privat в нашем закрытом клубе 

Весь свой опыт мы вложили в этот проект и теперь готовы поделиться секретами. 

В связи с теневым баном, мы создали новую группу в фейсбуке Econet7. Подписывайтесь!

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ua/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
, чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Не бойтесь кого—то потерять. Вы не потеряете того, кто нужен Вам по жизни. Теряются те, кто послан вам для опыта. Остаются те, кто послан Вам судьбой. Фридрих Ницше
    Что-то интересное