Родители часто задаются вопросом: отчего при схожих условиях обучения и воспитания дети демонстрируют разную успешность? Дело в том, что на эффективность, успешность и вообще поведение детей влияет ТИП их НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.
Русский физиолог И.П.Павлов отмечал, что важнейшей характеристикой нервной системы человека является сила процесса возбуждения. Именно она отражает работу нервных клеток. На данной характеристике основано деление типов нервной системы на подвижный и инертный, сильный и слабый. Их основное различие – в работоспособности, оптимальной лишь в подходящих условиях. Это нужно учитывать педагогам, родителям и психологам: здесь особо важен индивидуальный подход и помощь в использовании сильных сторон ребенка и компенсации слабых.
Типы нервной системы у детей
Ребенок с сильной нервной системой
бодр и полон энергии, уверен в себе, в своих знаниях. Иногда даже переоценивает свои возможности;
«скисает» и раздражается при однообразной, монотонной работе (стремится избежать ее, ищет пути выхода, например начинает отвлекаться, разговаривать с соседом, ставить вопрос учителю);
с трудом выполняет работу по шаблону, алгоритму, ему тяжело даются доказательства теорем, синтаксические разборы сложных предложений;
не склонен к работе, которая требует систематизации, упорядочение материала;
не любит планировать свою деятельность и проверять выполненную задачу, повторять пройденный материал;
не выделяется старательностью;
чаще усваивает учебный материал бессистемно, поверхностно, «наскоком», не вникая глубоко у суть.
Советы психологов относительно работы с таким ребенком
необходимо тренировать у ребенка усидчивость, терпение относительно выполнения монотонной, однообразной, лишенной эмоций, возможностей для разрядки деятельности; также необходимо разнообразить его деятельность;
разрешать ученику непродолжительные перерывы, изменение видов деятельности;
по возможности контролировать выполнение любой поэтапной деятельности ребенка, специально тренировать способность постепенности, последовательности в работе.
эффективно, вдумчиво, с удовлетворением работает при выполнении знакомой деятельности. Способен проводить глубокий, всесторонний анализ и обдумывание учебного материала;
легко усваивает хорошо систематизированный материал;
при превентивном обучении повышается трудоспособность ребенка.
Но:
излишне впечатлителен;
имеет частые перепады расположения настроения, подавленное состояние в случае неудачи;
не может заниматься несколькими видами деятельности;
имеет низкую трудоспособность и быструю утомляемость в случае продолжительной работы;
недостаточно уверен в себе;
недостаточно сосредоточен;
чаще всего такой ребенок плохо усваивает знания в классе, на уроке и восполняет пробелы добросовестной, скрупулезной домашней работой, с удовлетворением использует энциклопедии и словари.
Советы психологов относительно работы с таким ребенком
предоставляйте ребенку достаточно времени на подготовку и обдумывание вопросов, на выполнение и проверку задач;
привлекайте ребенка к широкому кругу занятий и давайте ему возможность ощутить свои сильные стороны;
широко используйте упорядоченную учебную деятельность;
из-за быстрой утомляемости разрешайте делать перерывы для отдыха, другой деятельности, например физические упражнения;
по возможности опрашивайте ребенка в начале урока и в начале школьного дня;
для него сложной и неинтересной является монотонная, однообразная работа. Он быстро теряет к ней интерес, начинает отвлекаться или просто перестает работать;
быстро включается в работу и настолько же быстро снижается его активность;
не умеет долго работать не отвлекаясь;
часто торопится, не всегда слушает рассказ (объяснение) до конца.
Ребенок с инертной нервной системой
спокойный, но может принимать участие в активных играх;
сдержан, последователен,
впечатлителен, долго помнит неприятности, обиды, неудачи;
не способен выполнять разнообразную работу;
свободное время такого ребенка часто занято обучениям, он долго выполняет домашнее задание;
часто отвлекается на разные мелочи;
способен самостоятельно выполнять учебные задания, любит индивидуальную, независимую от класса и учителя работу, которую он может организовать произвольно;
активен при повторении пройденного материала, не сразу включается в новую деятельность;
любит спокойную рабочую атмосферу;
его активность нарастает медленно, но может сохраняться длительно;
с трудом отвечает на внезапно поставленный вопрос, нуждается во времени на обдумывание, тщательную подготовку;
Добавить комментарий