Подпишись
Религиозная философия
Поскольку «человеческое сердце не находит себе покоя, пока оно не найдет и не осуществи...

О ВЕРЕ И ДЕЛАХ

О ВЕРЕ И ДЕЛАХ

 

По словам апостола Павла — вера без дел мертва и человек оправдывается делами, а не верою только*. При этом вера содействует делам, и делами вера достигает совершенства*. Таким образом, можно выделить веру мертвую и веру действенную. Мертвая вера это слабая вера, не способная принести доброго плода. При такой вере, люди хотя и могут знать закон, однако вряд ли будут исполнять его.

 

Действенная вера — наоборот, сильная вера, обуславливающая исполнение закона, что и является основой спасения. «Ведь Павел предупреждает, что “спасутся не знатоки закона, а исполнители его”»** (свт. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. Гл. 1. Вопрос первый. 1-я часть Триады 1, п. 9).

 

Иначе говоря, уровень (сила) веры и определяет её действенность или дела веры пропорциональны её уровню***. Действительно, малая вера не продвинет человека к Богу, подобно тому, как малая сила не сдвинет повозку с места. Вместе с этим, прежде чем произвести какое-либо действие, нужно принять решение об этом. Такие решения принимаются в области ума, ибо начало всякого дела — размышление (Сир. 37: 20).

 

Исходя из сказанного, можно сделать следующий вывод: вера порождает, в соответствии со своим уровнем и направленностью (т. е. векторностью), принятие (мотивацию) соответствующих решений. Далее, принятое разумом (на основании веры) решение реализуется волей в действие.

 

Другими словами — вера, принятие решений и делание связаны между собой причинно-следственными связями и являются как бы звеньями единой цепи. И рассматривать одно из этих звеньев без учета связи с другими звеньями — было бы некорректным. При этом основой является собственно вера, а принятие решений и последующие за этим действия — являются производными от веры. 
__________________________________
* А) «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: “ты имеешь веру, а я имею дела”: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: “веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим”. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2: 17-26).

Б) «Апостол Иаков говорит об одной из основополагающих истин нашей веры. Несколько раз в разных формулировках апостол пишет о том, что вера без дел мертва. В начале апостол задает вопрос, может ли вера, не выражающаяся в делах, спасти человека. Затем он говорит, что вера без дел мертва, чуть ниже подчеркивает, что вера без дел бездейственна и вновь, уже в самом конце, повторяет слова о том, что вера без дел мертва. Пророк Аввакум услышал от Господа откровение о том, что праведный верою жив будет. Вера в библейском смысле слова в первую очередь является для человека источником жизни, потому что только верой мы входим в общение с Творцом.

Апостол Иаков говорит, что эта вера должна выражаться в жизни, в наших действиях и поступках. В противном случае она именно бездейственна, ничего не дает нам для спасения от смерти. Вера человека должна стать силой, действующей в мире и преображающей его. Что в ней проку, если эта сила не действует? Три примера, которые приводит апостол Иаков, дают нам возможность увидеть, какое именно выражение должна находить настоящая вера: милосердие к людям, доверие к Богу и уважение к истине. Как говорил пророк Михей: «О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (http://www.bible-center.ru/ru/note/20150122/main. Опубликовано 22.01.2015).

** «…не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2: 13).

*** Однажды, увидев в доме одного человека православную икону, я спросил его, верит ли он в Бога? Нет — ответил он. — Так зачем же икона в доме? — А так, на всякий случай. Вдруг что-то все же есть! Такого человека сложно назвать верующим. Однако назвать его абсолютно неверующим тоже нельзя. По его вере и его дела. При более сильной вере, по благодати Божьей и дела будут другими — будет знание закона, будет страх Божий, будет исполнение закона, будет любовь Божья, будет общение с Богом, будет соединение с Богом.

дела вера закон разум

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий