Подпишись
Религиозная философия
Поскольку «человеческое сердце не находит себе покоя, пока оно не найдет и не осуществи...

Духовный бизнес или откройте вклад в небесном банке

Духовный бизнес или откройте вклад в небесном банке

Духовный бизнес или откройте вклад в небесном банке

Добро и зло — это духовный бумеранг, который всегда возвращается к своему источнику.

Поскольку в падшем мире «праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников» (Еккл. 8:14), то вполне возможно иногда и «позавидовать безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их ... И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство» (Пс. 72:3,4,12).

Поэтому и спрашивает пророк Аввакум: «Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный … Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его» (Авв. 1:3,4,13).

Поэтому и отмечает святой апостол Павел: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2Тим. 3:12,13).

Ведь разница между земной жизнью нечестивых, хоть и краткой, но очень сытой, обеспеченной, благоденственной и сегодняшней, — и небесным блаженством праведных, хоть и бесконечным, но в неизвестном будущем, а сегодня гонимых, — может, конечно, вызвать смущение и недоумение. 

Однако праведный всё же ищет блага небесные, в то время, как нечестивый — блага земные. Преподобный Макарий Великий наставляет: «К чему привязано сердце человека и к чему влечет его пожелание, то и бывает для него богом» (цит. по 1:164). При этом сам человек может превратиться в раба своих страстей, истлевая в обольстительных похотях (Еф. 4:22), и незаметно для себя попадая в духовные капканы, или чувственные ловушки с расставленными приманками удовольствий [1]. Это обусловлено страстями, овладевшими человеком после падения, и привязавшими его к себе. Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб (2Петр. 2:19).

Люди Царства свидетельствуют: «нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (1Кор. 6:8-10).

Так почему же праведный не всегда получает воздаяние в этом мире за свои добрые дела?!

Вначале отметим, что «в духовной жизни, да и в жизни вообще, мелочей не бывает. Не потому, что Бог мелочен, а потому, что любой компромисс духовно раздваивает человека. А служить двум господам, как говорит Спаситель, дело бесперспективное. Ведь в Царстве Царь только один — Он Сам, поставленный на это Царство Его небесным Отцом.

И там, в жизни Царства, компромиссов быть не может. Просто потому, что это всегда жизнь в полноте. По максимуму. Настолько, насколько можно вместить — но без скидок и без поблажек. Иначе в Царстве жить не получится. А значит, ищущим Царства к компромиссам лучше не привыкать. Хотя бы для того, чтобы не пришлось потом от них отвыкать — долго и, может быть, мучительно. Как мучительно избавляются порой от въевшихся в плоть и кровь и вошедших в обиход дурных привычек, и традиций, которые легко ввести, но от которых не так легко потом избавиться» (2).

Приведём мнение протоиерея Георгия Нейфаха по данному вопросу: «Господь говорит нам: “Радуйтесь, когда вы не получаете награды от людей за то доброе, что вы делаете, потому что тогда должником вашим являюсь Я. Я буду вам воздавать. А если вы уповаете на награду от людей, то вы свое получаете, и тогда от Меня уже ничего не ждите. Вы трудитесь, вы творите людям добро … Это добро и заслуживает награду. Но если ваша работа почетна и вам все кланяются при встрече в пояс, если она хорошо оплачивается, так, что ваш дом — полная чаша, то вот вы эту награду и получаете. Награда вам — это людской почет и хорошее материальное положение. А от Меня что вы еще хотите? Вы свое получили” [2]. Вспомним евангельского богача, который оказался в преисподней. Авраам говорит ему: “Свое благое ты в жизни уже получил. Ты жил хорошо, радовался, праздновал, пировал … За то добро, которое ты совершал, ты уже получил награду свою. Теперь ты здесь” [3]» (3:50,51).

Действительно, ведь Иисус Христос учит: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» (Мф. 6:1,2).

По толкованию святителя Иоанна Златоуста: «Спаситель не запрещает вообще творить добрые дела и милостыню пред людьми, но только в том случае запрещает делать это, когда делающий при этом имеет цель, чтобы другие видели дела его. “Ибо и пред людьми делающий добро может делать не для того, чтобы его видели, равно как и неделающий пред людьми может сделать с тем, чтобы его видели. Почему Бог наказывает или увенчивает не само дело наше, но намерение. Если бы не было сделано такого точного разделения, то сия заповедь многих привела бы в недоумение касательно раздаяния милостыни, потому что не везде всем можно тайно творить милостыню”» (цит. по 8:97. См. толкование на слова: «Не творите милостыни вашей пред людьми» (Мф. 6:1).

Архимандрит Михаил пишет: «Дела, добродетели, творимые единственно с тем, чтобы знали люди о благотворителе, не суть дела истиной добродетели, Ибо в намерении их лежит не желание добросердечное — помочь ближнему, но самолюбие, чтобы похвалили люди. Почему такое дело не заслуживает награды от Бога; за них награждаются люди суетной похвалой» (8:97. См. толкование на слова «Иначе не будет вам награды» (Мф. 6:1); «Они уже достигают своей цели, их прославляют люди, и — это все, чего они ж6лают, и это их награда; другой награды от Бога они уже ни ожидать, ни получить не могут и не заслуживают ее (8:99. См. толкование на слова: «они уже получают награду свою» (Мф. 6:2).

Афанасий Великий наставляет: «стяжайте себе добродетели, которые возведут вас на небеса, в царство вечное. Например, “дай бедному и нищему что нужно ему, и найдешь, что все это целым, неоскверненным, нерастленным соблюдется на небе”» (8:110. См. толкование на слова: «сокровища на небе» (Мф. 6:20).

И вообще, если добрые дела на земле делаются исключительно в ожидании земной благодарности, то это уже получается — продажа добра за земные блага!

А вот преподобный Серафим Саровский отмечает, что за земные добрые дела нужно получать не земные блага, а небесные (иными словами, учит, как получать небесные блага через земные товары): «Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание, или наживание денег, а у дворян сверх того получение почестей, отличий и других наград за государственные заслуги. Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный ... Бог Слово, Господь наш Богочеловек Иисус Христос, уподобляет жизнь нашу торжищу и дело жизни нашей на земле именует куплею, и говорит всем нам: «купуйте, донеже прииду, искупующе время, яко дние лукави суть», то есть выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары. Земные товары это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятаго Духа … Стяжайте благодать Духа Святаго и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больших прибыток дают. Собирайте капитал благодатных избытков благодати Божией, кладите их в ломбард вечный Божий из процентов невещественных и не по четыре или по шесть на сто, но по сто на один рубль духовный, но даже еще того в бесчисленное число раз больше ... Если рассудить правильно о заповедях Христовых и апостольских, так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, то есть вящем приобретении обильнейших даров Духа Святаго» (4:16,23,24,25).

Таким образом, открывая свой духовный вклад в Небесном банке, мы, — без всякого риска для себя [4], — получим не просто высокие проценты, а проценты сторицей! Именно так вознаграждает Бог, ищущих Его, идущих к Нему и выполняющих заповеди Его!

И поскольку Бог даровал человеку свободу выбора, то в воле человека остаётся решение вопроса — в каком банке открыть вклад: земном или Небесном. Выбрать привлекательные греховные удовольствия [5] или праведные дела. Выбор за нами!

И вообще, следует отметить, что у праведного человека всегда должна присутствовать духовная аллергия на неправедные дела. Это оберегает от греховных пожеланий, лукавых богов, временных сокровищ и сделок с совестью за их обладание. В противном случае, у человека начинается инфляция совести.

Поэтому и учит Писание заботе о духовном, а не о земном! Заботе о чистоте своего имени (своей совести), а не о частоте вложений в своё имение. Ведь доброе имя дороже богатого имения! Ибо сказано: «смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12:15); «Заботься об имени, ибо оно пребудет с тобою долее, нежели многие тысячи золота: дням доброй жизни есть число, но доброе имя пребывает вовек» (Сир. 41:15,16).

Иисус Христос учит нас: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф. 6:19,20).

*         *         *

Господи, открой духовные очи наши. Ведь странники мы на земле и путь наш земной короток. Помоги нам уразуметь и исполнить заповеди Твои. Ведь в этом наше спасение [6]. Ибо заповеди Твои — ограда духовная, предохраняющая от падения в пропасть грехов и страстей. И «блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр. 22:14) [7].

ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия. — В 2-х т. — Т. 1. — СПб., Сатисъ, 2002.

2. Сайт «БИБЛИЯ – ЦЕНТР». Мысли вслух на Ин. 2:16. Опубликовано 27.11.2018. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bible-center.ru/ru/note/20181127/main, свободный. — Загл. с экрана.

3. Нейфах Георгий, протоиерей. Промысл Божий и человеческая свобода.  — М.: Правило веры. 2015.

4. Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни. — Клин: Христианская жизнь, 2005.

5. Алипий (Кастальский — Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие: Курс лекций. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002.

6. Свт. Иоанн Максимович. Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественной волей. — М.: Благовест, 2003.

7. Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Т. II. 1859 — 1860. Богопознание и самопознание, или внутреннее священнонаучение от Святого Духа. — М.: Отчий дом; Северная обитель, 2003.

8. Толковое Евангелие. Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна на славянском и русском наречии с предисловиями и подробными объяснительными примечаниями архим. Михаила в 2-х книгах. Книга 1. Евангелие от Матфея. М.: В Синодальной Типографии, на Никольской ул. 1870. Репринт.

__________________________

[1] «Прп. Максим говорит о “лукавых узах естества”, которые накрепко связывают человека приманками удовольствий» (цит. по 5:244).

«Блж. Иероним, побуждая к упованию на Бога, говорит: весьма много в мире льстивых приманок и бесчисленных сетей…» (цит. по 6:352).

«С тех пор, как враг склонил первых людей ко греху чувственными благами, он как бы захватил в свою власть сребро и злато и все наслаждения чувственности и ими пленяет и держит в своей власти всех неосторожных» (6: 28).

«Диавол делает свое — раскидывает обольстительные виды чувственности: увеселения, бесстыдные и скверные лица женские; пищу, питье; наряды и прочее, прочее» (7:76).

В Еф. 4:22 пишется об образе «жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях...».

[2] «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. 
Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» (Мф. 6:1,2). 

[3] «Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (Лк. 16:25).

[4] У банка Небесного никто лицензию не отзовёт, и он не ликвидируется, как это происходит с многочисленными земными банками! Это место, «где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф. 6:20). Ибо верны обещания Божьи и они — неизменны!

[5] «Ад невозможно сделать привлекательным, поэтому дьявол делает привлекательной дорогу туда» (свт. Василий Великий).

[6] Ср. с: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Пс. 118:18,19).

Выполнение заповедей — в начале происходит из-за страха Божьего, и является его проявлением, а затем — является воплощением любви Божьей. «Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней» (2Ин. 1:6).

[7] Для человека, живущего духовной жизнью, выполнение заповедей Божьих является не только морально-нравственным принципом, но и той духовной основой, которая необходима для открытия дороги в Царство Не

добро зло добродетели пророк аввакум Иоанн Златоуст

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий