Подпишись

Как соотносятся мозг и разум?

Два главных вопроса, которые стоят сегодня перед человечеством — как устроена вселенная и как возникает сознание. Над первым бьются математика и физика, доказывая практическую актуальность своих теорий. А есть ли теория у науки о мозге?

Как соотносятся мозг и разум?

Когнитивная наука — это междисциплинарная среда, которая включает нейронауку, психологию, философию, искусственный интеллект и другие смежные направления, изучающие мозг и разум. Когнитивные технологии обещают фантастическое будущее, в котором человек изменится как биологический вид. Возможно, открытия в этой области ознаменуют начало новой эпохи, подобной Ренессансу, только ещё более масштабному. Но пока спустимся на землю, где недавно прошла седьмая международная конференция по когнитивной науке.

Как же относятся друг к другу мозг и разум?

Нас интересует доклад нейрофизиолога Константина Владимировича Анохина, который рассуждал на тему создания фундаментальной теории мозга и разума. Задача этой теории — выяснить, как же относятся друг к другу мозг и разум.

Их соотношение — это целый набор «одновременностей». Одновременно происходят психологические, физиологические, биохимические, молекулярно-биологические, информационные, энергетические, биофизические процессы.

В новой теории все эти свойства должны согласовываться.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Однако для того, чтобы понять значимость разработки фундаментального междисциплинарного подхода, нужно сперва составить общую картину того, как поэтапно эволюционировали взгляды на проблему отношения психического и физического.

 5 логически несовместимых подходов к тому, как можно представить и изучать соотношение мозга и разума

1. «НАИВНЫЙ ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ»

 

Сперва люди умудрялись видеть душу в самых разных вещах.

Например, в древней Месопотамии органом мудрости считалось ухо. А сердце и по сей день метафорически воспринимают как вместилище чувственных переживаний.

Один из великих философов полагал, что в мозгу существуют «животные духи», которые бегают от одной мышцы к другой, составляя телесный принцип движения.

Этим человеком был Рене Декарт. А позже нейронаука откроет процесс, в некотором смысле эквивалентный «бегающим духам» — синаптическую передачу.

Трудно представить время, когда люди имели бы столько социальных функций, как сегодня. Но вместе с ними появлялись и новые психологические явления, которые нужно было классифицировать.

Аристотель долго думал, но всё-таки разделил психические процессы на ощущение, восприятие, внимание, и ряд других.

Позже нашлись те, кто вообще свел все многообразие чувств к желанию, удовольствию и неудовольствию.

Попытки собрать в одном месте все психологические явления привели к созданию интроспективной психологии.

Как соотносятся мозг и разум?
Изображение нейронов, которое испанский нейробиолог Сантьяго Рамон-и-Кахаль сделал в 1899 году.

2. УМОЗРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Таким образом, проблема соотношения мозга и разума обзавелась психологическими решениями: учёные проводили исследования при помощи внутреннего наблюдения психологических процессов.

Мы тоже можем наблюдать за тем, как в нас зарождается поведение, как принимаются решения в нестандартных ситуациях: например, когда мы решаем объехать «пробку».

Позже это поведение анализируется и оценивается.

Очевидно, что самонаблюдение доступно каждому.

Например, Герберт Спенсер имел всего лишь общие представления о физическом функционировании нервной системы, но был мастером интроспекции и ставил мысленные эксперименты.

Подобная работа все-таки не увела исследователя от понимания одной очень важной вещи: существует только одна реальность, которая проявляется как с субъективной, так и с объективной стороны.

На этом этапе учёные выделяли разум, эмоции, память, волю, восприятие, ощущение.

Одним из самых больших достижений стало осознание эволюционного характера развития психики.

Кстати, Спенсер, внесший значительный вклад в науку, предпочел обучению в Кембридже самообразование — и есть основания полагать, что это не просто любопытное совпадение.

Как соотносятся мозг и разум?
С точки зрения псевдонауки френологии, популярной в XIX веке, психика человека была напрямую связана со строением его черепа.

3. КЛИНИЧЕСКИЙ ЭТАП

Во второй половине XIX века нашей проблемой занимались преимущественно физиологи и клиницисты.

Дело в том, что интроспективная психология часто не видела большого смысла в том, чтобы изучать взаимосвязь души и мозга.

Считалось, что разум можно изучать отдельно от физиологии.

Иногда случалось так, что человек получал травму мозга, которая меняла его поведение.

Клиницисты изучали, каким образом связаны эти два явления. Именно с этих позиций критиковалась интроспективная психология.

Ученые-физиологи смогли открыть и назвать различные структуры головного мозга — например, центры речи, слуха, зрения, движений и многие другие.

Вы наверняка слышали о случаях, когда люди с повреждённым мозгом живут полноценной жизнью.

Но всё-таки гораздо чаще нарушения в тех или иных областях приводят к потере какой-либо психической функции.

Психическое явление никогда не существует само по себе, оно всегда является только внутренне необходимым моментом более сложного психофизиологического процесса.
— Л.С. Выготский

В это же время Иван Павлов первым начал экспериментировать на здоровых животных. Основной процесс, который регистрировался в его лаборатории — это слюнотечение, а участниками этих известных экспериментов были собаки. Этот процесс есть реакция на условный и безусловный стимул, или рефлекс.

Если я пролью на вас горячий кофе, то вы почувствуете боль и сделаете резкое движение назад — это безусловный рефлекс.

Но если я каждый день буду лить на вас горячий кофе, то вы научитесь новому поведению — это условный рефлекс.

То есть, теперь вы не только реагируете на раздражитель, но и умеете его предотвратить. Например, избегать встречи со мной в то время суток, когда я проливал на вас кофе.

Рефлекс пришел из философии все того же Декарта и был признан основой нервной деятельности.

Благодаря труду физиологов и неврологов было описано много клинически важных рефлексов.

Они использовались для диагностики поражений отделов нервной системы и помощи больным.

Научное заблуждение на данном этапе состояло в том, что психологические понятия заменялись на физиологические.

Сегодня не только стимул, а даже понятие «инстинкт» используют в научном сообществе с осторожностью.

4. СОПОСТАВЛЯЮЩИЙ ПОДХОД И СМЕЛАЯ АЛЬТЕРНАТИВА


Вскоре учёные поставили перед собой новую задачу: исследовать механизм психических процессов, обнаруживая связь между регистрируемой активностью мозга и поведением.

Активность мозга изучается при помощи специального устройства — ЭЭГ. Исследователи наблюдали за тем, какие участки мозга активируются, к примеру, при речевой деятельности.

Сопоставляли данные и делали определенные выводы. Технологии совершили прорыв в XXI веке, но принцип сопоставления не изменился.

Некоторые исследователи сделали вывод, что рефлексы не подходят для изучения сложного поведения.

Представьте, как собака чешет ухо. Как описать такое поведение внешним наблюдением?

В терминах учения о рефлексах можно было бы назвать такое поведение «чесательным рефлексом». Раздражение в области уха устраняется «чесательным» движением.

В действительности же собака задействует в этом движении весь организм, чтобы достичь полезного результата.

Как соотносятся мозг и разум?

На основании этого Пётр Кузьмич Анохин разработал теорию функциональных систем (ТФС).

Её суть в том, что в основе поведения лежат качественно-специфические системные процессы, которые могут рассматриваться одновременно и как психические, и как физиологические.

Мы отмечали выше, сколько «одновременностей» составляют работу мозга. В этой теории многое согласуется, и она стала альтернативой методу сопоставления.

Развитие отношений между учением о рефлексах и системным подходом — это захватывающая история.

В ТФС поведение рассматривается через поведенческий акт, который определяется как отношение целостного организма и окружающей среды.


Когда вы ведёте машину, ваше поведение — это не набор простых рефлексов. Это процесс, который затрагивает элементы всего организма, образуя целостную функциональную систему.

Поведение — это континуум актов, в которых активируется функциональная система.

В итоге вы доезжаете до ближайшего парка отдыха, тем самым реализуя функцию этой психической системы и достигая полезного результата.

В неокортекс всё происходит одновременно, так что в этих процессах нет ни начала, ни конца.
— Рэй Курцвейл, «Эволюция разума»

В то время, как и сейчас, не было возможности изучать активность мозга животного в естественной среде, но с этой проблемой великолепно справлялся Конрад Лоренц в своих экспериментах с гусями.

Коррелятивный (сопоставляющий) подход остается самым популярным и в сегодняшней нейронауке.

Недавно была опубликована работа ведущих исследователей нервных коррелятов сознания во главе с Кристофом Кохом, в котором учёные делают вывод о том, что, изучая отдельные структуры мозга, решить «трудную проблему сознания» невозможно.

Просто потому, что сознания нет ни в одной структуре мозга.

5. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД И ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ

 

Системный подход ещё в прошлом веке утверждал, что любая функция мозга осуществляется не локальными структурами, а системами таких структур.

С этим соглашались многие учёные всего мира, — например, Вернон Маунткасл, описавший модульную организацию коры мозга, или Александр Лурия, основатель отечественной нейропсихологии.

Сегодня наука о мозге располагает фантастическим набором исследовательских средств, которые позволяют ей отказаться от тупиковых метафор.

Например, что мозг и разум — это компьютер, голографическая установка или божественный дар.

Современная наука использует знания и подходы всех рассмотренных этапов.

Например, очень скоро мы исполним заветную мечту исследователей сопоставляющего этапа и сможем регистрировать активность мозга средствами носимого ЭЭГ.

Логически возникает необходимость в фундаментальной теории мозга и разума, как когда-то возникла необходимость междисциплинарного объединения наук.

Возникновение гиперсетевой модели мозга основано на опыте предыдущих достижений в системном подходе.

Любой мозг — это сеть. Любой разум — это сеть. Их соотношение — это гиперсеть, которая может быть формально описана.

Фундаментальная теория должна ответить на вопрос «что есть любой мозг?»

МИР (МОЗГ И РАЗУМ) В ОЖИДАНИИ ГЕНИЯ

Мы рассмотрели пять логически несовместимых подходов к тому, как можно представить и изучать соотношение мозга и разума. Каждый из них на определённом этапе был большим достижением.

Исследование нервных коррелятов сознания по-прежнему ежегодно порождает тысячи научных работ. Но нам требуются решения иного качества, которые ещё ждут своих открывателей.

По мысли Канта, с нами природа поступила как мачеха, потому что, дав нам моральное сознание, она одновременно лишила нас возможности иметь его познанным и доказанным.
— Мераб Мамардашвили

Когда нам удастся понять соотношение мозга и разума, мы встанем перед выбором. Направить наши знания на социокультурные задачи человечества — или создать искусственный аналог человека и смотреть, станет ли он мириться с нашими недостатками?

Мы сможем усилить свои интеллектуальные способности, лучше обучать своих детей и понять природу творчества.

Исследования мозга и разума — дорога с множеством опасностей. Но мы уже слишком долго разглядываем этот ящик Пандоры, чтобы просто отложить его в сторону.опубликовано econet.ru.

Никита Брозан

Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ua/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
, чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Пройдите тест!
    Что-то интересное