Почему люди не могут объединиться? Как вырваться из клетки своего социально-биологического возраста и кто посадил нас в эту тесную, скучную клетку?
Мой знакомый, психолог-коллега, сидя на чужом групповом семинаре в качестве «супервизии», шепнул мне как-то на ухо капризно-надуто (как это он вообще любит делать): «Я не понимаю, почему они все держатся своими... возрастными стайками? Есть в этом что-то тоскливое и убого-дешёвое, ты не находишь?». Я как-то сразу очень хорошо поняла его – о чём он таком говорит, хотя он не старался быть ясным...Более того, я поняла ещё, что и сама-то я, оказывается, – думаю над этой же проблемой и отчётливо вижу её. (Точнее, думает моё подсознание – как смартфон качает тихо обновления) – день и ночь.
Мне показалось (это было озарение), что я поняла, где собака зарыта, «где живёт дракон» и как нам всем помочь «выкарабкаться из ямы». Я узрела врага в лицо.
Давайте начнём по порядку.
Все знают эту простую истину, эти азы политики и управления: чтобы вам не бояться своих подчинённых (вы-то – один, а их вона сколько), чтобы они не встали против вас заговором, единым и подлинно дружным фронтом, нужно посеять в них рознь, ссору, вражду, взаимную неприязнь и взаимное недоверие.
С усилением влияния безличного машинного бюрократического государства (а это произошло лишь в конце 18 столетия и закрепилось в наполеоновском Кодексе) встал вопрос о том,
«как заставить подчиняться подданных, уничтожив ростки всякого самоуправления и свобод».
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Речь теперь уже шла обо всех сословиях зараз: от дворян до крестьян. Все они теперь были Государству – враги, никому оно не верило (и правильно делало).
Появилась теперь такая единственная оппозиция: безличная власть – безличная управляемая масса.
И с тех самых пор началась глухая необъявленная война – война Механизма против Личности; война Государства против своего собственного живого народа.
Бюрократическое Государство страдало одной фобией – оно постоянно боялось неуправляемости, неподотчётности и неподконтрольности.
Бюрократическое Государство страдало ещё и обсессивным расстройством – оно любило всё считать и пересчитывать и имело манию раскладывать всё и всех в алфавитном порядке.
И как могло – оно принимало меры к стандартизации, к устранению этого возмутительно свободного «хаоса» частной жизни, которая имеет наглость протекать не в алфавитном порядке – меры различные, вопиющие и очень для нас поучительные.
В этой моей статье я рассмотрю всего лишь одну такую меру, потому что она имеет непосредственное отношение к психологии и потому что противодействовать которой – и в моих и в ваших силах.
Но чтобы вы имели полную картину, я буквально настаиваю (уже даже не рекомендую), я беру на себя такую смелость и наглость – просить, чтобы вы ознакомились с актуальной и блестящей работой ультра-современного социолога Джеймса Скотта:
«Благими намерениями государства. Почему и как проваливались проекты улучшения человеческой жизни».
В частности, у Скотта рассказывается, зачем в Париже были срыты старинные кварталы с запутанными тесными улочками и выстроены вместо них – широченные бульвары с высотными зданиями – хорошо просматриваемые и простреливаемые на километры вперёд – с крыш.
Ключевое слово – «хорошо простреливаемые с крыш». Пан-Оптикум – для ведения уличных боёв со своим же народом. Для невозможности этому народу – прятаться и убегать от полиции по одному ему известным с детства переулкам, огородам и тупичкам.
Зачем в 18 веке были придуманы фамилии и нумерация домов – читайте тоже у Скотта.
Но вернёмся к возрастной психологии.
Государство крепче всего спит по ночам, когда в обществе произошла «атомизация» его индивидуумов и их «нивелировка». Все теперь «одинаковые», а значит – в принципе неинтересные друг другу.
Синенькие бусинки к синеньким. Красненькие в коробочку к красненьким. Очень красиво. Порядок.
Проще всего сделать эту работу, нанеся один, но правильный удар по солнечному сплетению – разбив межпоколенческие связи между людьми. Итак.
Причём чувства эти зачастую (к сожалению) очень даже справедливы!.. У людей развиваются фобии (страхи), когда они только лишь – подумают о людях другого возраста.
Вместо того, чтобы легко и интересно дружить, передавать опыт или вливать свежие силы и задор, люди разных возрастов начинают искренне ненавидеть и бояться друг друга. Стыдиться...
Взрослые рассуждают: «Я для них унылый комичный старик». Молодые рассуждают: «Я для них зелёный молокосос, глупенький и наивный, который ещё ничего в жизни не добился».
Вот эти возрастные предрассудки, плюс глупейшая возрастная спесь:
Предрассудки и ничем не обоснованная спесь приводят к следующему печальному результату: к невозможности по-дружески разговаривать друг с другом. (Обмен репликами, стоя в очереди, не в счёт).
«Невозможность вести диалог» устанавливается не только из-за примитивной (излечимой парочкой «внушений») эмоциональной неприязни к людям вообще и вздорных капризов.
Происходит вещь куда похуже – у представителей различных возрастных групп, живущих в одной стране, фактически исчезает (крадётся!) общий универсальный язык, который всегда конституирует нацию, национальную культуру, цивилизацию. Крадётся то, что превращает французов – во французов, немцев– в немцев, русских – в русских, а армян – в армян.
Исчезает семиотика, знаковое поле, пространство текстов, осязаемый инструментарий для совместной успешной коммуникации.
Такое вот вавилонское столпотворение получается...
Да, бюрократическое государство именно что – намеренно стремится уничтожить этот общий язык для успешной коммуникации между представителями разных возрастных групп.
Какие же мета-тексты (какие семиотические пласты) являются вот этими вот «общими языками»? (Ведь на самом деле этих общих языков – всегда несколько, ты только выбирай на вкус и норов).
Вот например. Представьте себе такую разношерстную компанию в одной комнате, увлечённо занимающуюся чем-то вместе: 7-летняя девочка, 11-летняя девочка, 18-летняя девушка, молодые женщины от 25 до 45, и далее, женщины от 55 до 70 и – выше.
Я задаю вопрос: что может объединить эту компанию в единое дружное целое? Вы закричите: «Ничего! Абсурд!». Ах, как же вы неправы...
Давайте начнём с простого, доступного и интересного всем, и взойдём к сложному:
Теперь посмотрим, что делают в это время мужчины. Ах, они играют в шахматы во дворе – над доской столпились все возраста – от 7 до 70. Где тут «старик»? Где «пацан»? Есть только «гроссмейстеры», начинающие без ферзя из жалости к противнику и затаившие дыхание почитатели их таланта.
Ну а если перед нами учёные, например, увлечённые археологи и нумизматы – то при чём тут возраст. Важен разве что возраст найденной монеты...
***
Бюрократическому государству такая атмосфера вредна. И оно старается потихоньку уничтожить тот общий универсальный язык, на котором могут разговаривать друг с другом представители разных поколений и возрастных групп. Общий язык у людей отбирается...
Получают две вещи – двух троянских коней.
1) поколенческую скоропреходящую моду, то есть – «язык, рассчитанный ровно на одно поколение» (телепередачи, шоу, мультфильмы, музыкальные хиты с очень небольшим «сроком годности» – от 5 до 10 лет);
2) и «конкретные возрастные заботы», проблемы и хлопоты – объединяющие «дела», навязанные обществом потребления – каждой возрастной группе – отдельно.
Пойдём по примерам.
Увы! на жизненных браздах
Мгновенной жатвой поколенья,
По тайной воле провиденья,
Восходят, зреют и падут;
Другие им вослед идут!
А.С. Пушкин
Сегодня очень легко определить паспортный возраст человека, просто – спросив: какие мультики, фильмы, книги и песни он потреблял в детстве.
Так, поколению, которое выросло на мультике «Король лев» не о чем говорить с поколением, которое выросло на «Телепузиках», а тем – не о чем ностальгировать с выросшими на «Лунтике», а лунтикам – с выросшими на «Маше и медведе».
Поколению, которое плакало в 14 лет под «Иванушек Интернешнл» лучше даже не заикаться об этом в обществе – вот они и не заикаются...
Хочется спросить: а где же «нетленка»?
Почему бы всем этим поколениям не иметь одно связующее их воедино – Общее Детство – в виде сказок Пушкина, к примеру, сказок Андерсена, Аксакова, Астрид Линдгрен?
Если ваша любимая музыка – Дима Билан и Глюкоза, то вы, конечно, подлежите Времени, тлению, износу и устареванию. У вас есть Возраст и вычислить его будет очень легко. Душа, вскормленная димой-биланом и глюкозой, обвисает и покрывается целлюлитом лет за 10.
И вы, конечно, будете неинтересны и отвратительны следующему поколению, у которого будет или в свою очередь «свой дима белан на глюкозе» или же – нормальная музыка.
Если ваша любимая музыка – Моцарт или Римский-Корсаков, то у вас нет возраста, ваша душа упруга, и вы не подлежите устареванию, как нет возраста, как упруг и как не подлежит устареванию и сам Моцарт. И его коллеги.
А теперь – вторая часть марлезонского балета – «конкретные возрастные заботы», навязанные обществом потребления. Второй троянский конь.
Действительно, нам не о чем, да в сущности и некогда, друг с другом разговаривать по душам! Вот и сбиваются люди в унылые «возрастные стайки», так справедливо возмутившие эстетическое чутьё моего приятеля-психолога.
то … а впрочем, уже всё. В маразме проблем нет, разве что у окружающих.
«Конкретные возрастные задачи» ставит перед нами общество потребления, а не Бог навязывает их нам как объективную реальность. Но это – ложь.
Вся «возрастная психология» есть грустная «история болезни» тех людей, что добровольно продали себя в рабство Системе и стали заложниками возрастных штампов и стереотипов.
Пушкин пишет об этом с горечью, ненавистью и презрением (а вы думали он восхищался? Нет, это ирония):
«Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел;
Кто странным снам не предавался,
Кто черни светской не чуждался,
Кто в двадцать лет был франт иль хват,
А в тридцать выгодно женат;
Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов,
Кто славы, денег и чинов
Спокойно в очередь добился,
О ком твердили целый век:
N. N. прекрасный человек».
Каков-каков? Народа – нет, в итоге. Есть налогоплательщики, пронумерованные индивидуумы, несчастные, ненавидящие всех вокруг, каждый со своей (возрастной) фобией и фанаберией.
Когда 60-летние не дружат с 20-летними, результат получается вот какой. Жители данного места, говорящие вроде бы на одном языке – лишаются истории.
Так что «связь поколений» – это не пустой звук. Она официально декларируется как важнейшая государственная ценность, но на практике – истребляется в зародыше.
Когда разговор между людьми различных возрастов по душам – смешон, нелеп и невозможен, у народа исчезает память и история, и тогда свою собственную историю он сможет вычитать только в одном месте – в официальном учебнике по истории, изданном государством и его текущими идеологами под текущие нужды.
Собственно, для этого всё и подготавливалось...
Историю становится легко – навязать, выдумать, а спорить с фантазёрами никто не сможет – аргументов не будет...
Как же возродить коммуникацию между представителями не одинаковых возрастных групп? Где исток проблемы? Где начинать работу? Посмотрим...
Всё начинается как всегда – в семье и школе. Многодетная семья давала естественную среду, где люди приучались к общению в разновозрастных группах.
Мы не будем напрасно стенать о многодетных семьях и повернёмся-ка лицом к школе. Там ещё возможно сделать хоть что-нибудь.
Когда-то школа поддерживала и поощряла общение детей в разновозрастных группах. Вспомните хотя бы практику «вожатской работы» или «шефство пионеров над октябрятами», а «комсомола над пионерами».
Так закладывались прочные дружеские связи между людьми с разницей в возрасте 5-7 лет (которая сегодня кажется непреодолимым препятствием к дружбе и обретению общих интересов) и это было нормально.
Ещё больше в этом плане давала внеклассная, внешкольная работа – работа творческих и научных кружков и секций, работа Дворца Пионеров.
Помните пример с шахматами? Да и решение внеклассных задачек по математике не спрашивает: «Сколько тебе лет?» Оно лишь спрашивает: «Ты сечёшь?»
Если мы углубимся в историю ещё дальше, то увидим, что – воспитание и образование всегда велось в смешанных, разновозрастных группах.
Ланкастерская система взаимного обучения, где старшие подтягивали по предметам младших, ремесленные артели, общежития подмастерьев и работников разных возрастов, пансионы, где в одной классной комнате готовили свои уроки ученицы от 7 до 17.
Разделение детей для целей обучения или воспитания строго по «годам рождения» – это «подарок» всего лишь новейшего времени и конечно же – подарок от бюрократического государства, больного обсессивным расстройством.
Ему так удобней. Нам – нет. Пора это уже понять.
Ведь сверстники-погодки мало что могут дать друг другу. Да почти ничего.
Разновозрастная же, смешанная группа – лучший естественный «учитель» и лучший неназойливый «воспитатель».
А главное – дешёвый (на что и напирала ланкастерская педагогика взаимного обучения).
И «большие», и «маленькие» каждую минуту совместного пребывания – учатся чему-либо. Если вы – педагог, старайтесь набрать в группу дополнительных занятий – разновозрастных детей и суметь подружить их между собой. Не подбирайте детей «по возрасту». Это – порочная бесплодная практика.
Примерно то же самое. Собирать на свои групповые встречи людей вопиюще разных возрастов и суметь их объединить не формально.
Когда-то я посещала один психологический клуб (которому это почти удалось), где неписанным правилом было: «Заходя к нам на огонёк, оставлять свой паспортный возраст за порогом». Все называли друг друга там, конечно, по имени и на ты – но не это главное.
Ведущая уютного клуба мягко, но неумолимо пресекала возникновение разного рода скучных и опасных для атмосферы кружка разговоров, как то:
Короче говоря. Хозяйка уютного психологического салона всячески пресекала – Пошлость, и, возможно, от неё я и получила свой первый урок о том, что «быть возрастным – это не только скучно, но и преступно» и что «можно как-то по-другому».
Если у вас в студии ваши семинарцы дружно работают вместе, передавая друг другу любезно ножницы и клей, но... выходя в курилку, курят каждый – опять в своей «возрастной стайке» – у вас пока что ничегошеньки не получилось...
Однако, и сплочённая курилка - тоже не стопроцентный показатель успеха.
Главный, проверенный веками, показатель того, что вам удалось подружить между собой очень разных людей – это то, какими группами они отправляются после занятий с вами по домам. Понаблюдайте за своими семинарцами – как они расходятся по домам, особенно вечером.
Единственным общественным институтом, где связь между поколениями, разновозрастная дружба – поощрялась и даже требовалась – самой логикой – был всегда Университет.
Студенты разных курсов вместе с аспирантами и преподавателями разных возрастов собирались вместе на дополнительные семинары, работали над одним проектом – и не было там «ни эллина ни иудея».
Сегодня Университет представляет собой то же печальное зрелище, что и общество в целом. Люди разных возрастов общаются друг с другом только по обязанности, испытывая друг к другу скрытую неприязнь и страх показаться жалким.
У вас есть на выбор несколько «самоучителей общего языка»: классическое искусство, наука, религия, ремесло и арт-практики, обычаи и традиции. Знаете, почему у нас так искренне любят Пасху и Новый Год? Потому что «кулич» и «ёлку» понимают ещё пока что все. В ваших интересах попытаться увеличить этот недлинный ряд.опубликовано econet.ru.
фото ©Julia Fullerton Batten
Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ua/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.Экология потребления. Чистый четверг, Страстная пятница и Великая суббота перед ПАСХОЙ - самые важные дни Великого...
18.04.2025 7008Экология жизни. Психология: Никто не рожает «ребенка ради ребенка». Просто потому, что психика наша так не умеет –...
17.04.2025 6966Экология здоровья. Никто не застрахован от головной боли. Она может нахлынуть внезапно или действовать по...
18.04.2025 6618Экология здоровья. СИНДРОМ ХРОНИЧЕСКОЙ УСТАЛОСТИ считается заболеванием, характеризующимся постоянным ощущением...
18.04.2025 6580Экология здоровья: Гормон роста имеет несколько пиков возрастания в сутки. В основном это происходит во время...
18.04.2025 6434Экология жизни. Психология: Она о том, как мы сами усложняем себе жизнь, портим отношения, снижаем свою самооценку,...
18.04.2025 6262
Добавить комментарий