Что из того, что мы делаем, нам действительно нужно? Выяснить это помогает анализ того, как мы тратим свободное время. Когда неотложные дела закончены, что происходит?
Основная идея практик, кратко изложенных ниже — в экономии жизненной силы, драгоценной энергии и своего времени.
Все три метода широко известны и лежат на поверхности, но нелегко найти того, кто их выполняет. Не-делание, не-причастность и не-расточительность меняют общепринятый подход к собственной жизни, занятиям и образу мыслей.
Что из того, что мы делаем, нам действительно нужно? Выяснить это помогает анализ того, как мы тратим свободное время. Когда неотложные дела закончены, что происходит? Ищем ли мы новости в Интернете или в социальных сетях? В течение всего дня продолжаем мусолить в голове прошлые и будущие дела, встречи, заботы — до тех пор, пока не появляется новое дело, требующее нашего внимания?
Практика не-делания заключается в отсутствии действий тогда, когда они не требуются. Отвыкая от мысли, что время непременно должно быть чем-то заполнено, мы освобождаем себя для настоящего полноценного отдыха и избавляемся от суеты.
Конечно, отдых может и должен быть чтением книги, занятием спортом или иными практиками, общением с близкими, игрой на музыкальном инструменте или чем-то еще. Но он также может быть и не-деланием. Можно лежать, ни о чем не думая, с музыкой или в тишине. Гулять по парку или городу без цели и направления. Смотреть на небо, огонь или воду без бытового смысла. Практика расслабляет, перезагружает мозг, предотвращает нервные срывы из-за «перегретого» ума. Практика вдвоем сближает лучше любых слов. Отдых не менее осмысленен, чем любая деятельность.
Основная задача практики не-делания — прийти к состоянию ума, когда нам не требуется какая-то «мусорная», лишенная насущной необходимости деятельность для того, чтобы обрести ощущение осмысленности проживаемого времени. Не-делание ненужных действий (включая мысли) позволяет совершать настоящие, осознанные действия вдвойне эффективно, отточенно, со свежим умом и сознанием.
Для многих людей новостные сайты, форумы и политические дискуссии заменили жену, любовницу и даже коллекционирование марок. И дело тут не в росте социальной сознательности, а в потребности чувствовать свою причастность. Нужно определить для себя, где «свои», а где «чужие». Против «чужих» бороться, «своих» поддерживать. В Интернете, где в основном и проходят информационные войны, это становится идеей-фикс для тысяч человек.
Мало просто выбрать для себя путь, нужно непременно объявить об этом всему миру, особенно противникам. Осыпать их, противников, неотразимыми аргументами в пользу своей правоты и добиться полной победы. Публиковать у себя в профайле компрометирующие оппонентов ролики и ссылки. Революционеры, путинисты, монархисты, маководы, либералы и консерваторы, вегетарианцы, западники и славянофилы — мало просто исповедовать свои взгляды, но обязательно нужно относить себя к субкультурным группам, противопоставляя себя остальным, чтобы чувствовать собственную значимость.
Зачем это? Кому и что мы этим доказываем? Во время сильных негативных эмоций мы безвозвратно теряем энергию, расходуем жизненную силу, отдавая ее тем самым незнакомым людям, которых отчаянно хотим в чем-то переубедить.
Практика не-причастности заключается в том, чтобы не вступать в конфликты и заведомо бесполезные дискуссии, в которых каждый оппонент бьется головой о непробиваемую картину мира другого. Более продвинутый уровень — это когда мы не причисляем себя ни к какой социальной или субкультурной группе, оставаясь независимой личностью с собственными, а не групповыми, ценностями и приоритетами.
В детстве мне не нравились рассказы о японских самураях. Они, чуть что, кончали с жизнью, причем по совершенно дурацким причинам — один задел мечом косяк двери своего сегуна, другой запачкал парадный доспех в птичьем помете. Для нас, европейцев — нелепо и бестолково. Но не понимал я и другого — зачем самураям предписывалось думать о смерти каждый день и ежеминутно. Наверное, после этого они, в приступе депрессии, и совершали ритуальные самоубийства.
Как раз этот, последний, момент с течением времени повернулся ко мне другой стороной. Независимо от религиозных убеждений (и особенно в их отсутствие) одной из наиболее существенных практик является постоянное ощущение собственной смерти, стоящей за плечом. В самом деле, другой жизни не будет, и другая такая же минута тоже не повторится. Стоит осознать это, и не больше не захочется жить будущим или прошлым, тратить энергию на пустые споры или бесцельные сомнения, расстраиваться по пустякам и играть в трансакционные игры с близкими. Ложное ощущение собственного бессмертия обесценивает время жизни.
Верно и обратное: осознание и принятие своей смертности дает радость жизни здесь и сейчас. Этот слоган избит, но не так-то прост в реализации. Практика не-расточительности заключается в скупом, даже жадном отношении ко времени. Пробовать постоянно жить текущей минутой и находить радость именно в ней.
Сбиваетесь — пробуйте снова. Мир вокруг, и особенно время, обретает новую ценность, новые цвета. И именно потому, что смерть неизбежна, жизнь становится намного сильнее и приятнее.
Источник: https://econet.ua/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий