Я всегда знала, что дети - лучшие диагносты и терапевты. Вот какими своими антеннами они улавливают наши самые болезненные места? Дети безошибочно наступают на наши мозоли и проявляют то, что тщательно скрыто.
Они вдруг назовут тех, кто волнуется о весе - жирными, тех, кто не крепок в самооценке - дурными, тем, кто зависит от отношений - скажут, что не любят или ненавидят. Причем, очень часто - практически всегда - они это делают совершенно неосознанно. И лет до 7 они в «полевом режиме», не контролируют, и не «оценивают риски». Они просто точечно прыгают на нашу боль. (А одно из проявлений кризиса 7 лет - когда поведение становится более осознанным, регулируемым и дети учатся соизмерять намерение и последствия.)
Иногда я предлагаю игры для работы с вербальной агрессией - но предупреждаю взрослых, если вы чувствуете, что вовлечетесь в то, что скажет ребёнок, - лучше не играйте. Или используйте свою реакцию, как диагностику, для своей дальнейшей терапии.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Конечно, каждый раз, когда мы мысленно потерев «ударенное место», - или не обращаем внимания, или говорим ребенку, что мы знаем, что он не хотел нас обидеть, но нам было это неприятно слышать, что можно сказать по-другому, - ребёнок получает опыт и эмпатии, и регулирования поведения. Нам важно давать сразу «правильный вариант» реакции.
Когда ребёнок говорит «я тебя ненавижу» (для ребёнка эти слова - «пиковое состояние». Он сказал и через секунду сам ужаснулся этому и испугался, что его «изгонят из любви») - мы можем сказать: ненависть - это очень сильное чувство, я знаю, что ты меня любишь, возможно, ты сейчас очень злишься или обижаешься...
Если ребёнок случайно «проявил» нашу уязвимость - случайно задел нас - так важно, чтоб он не попал под всю силу ее тяжести. Мы можем ненароком «вернуть» ребенку то, что нужно было бы донести до своего психотерапевта. И благодаря этой работе со своими триггерами - стать глубже и сильнее.
А вот если ребёнок говорит что-то специально, осознанно делая больно - в разы глубже нужно трансформировать эти свои «точки боли». И искать - в чем боль ребёнка. Больно делает тот, кому больно. Осознанно - и дети, и взрослые мстят за свою уязвимость.
Когда-то, когда я начинала практику, я была на 20 килограмм «весомее» и была очень уязвима в этой теме. Каждый ребёнок, к моему удивлению, считал своим долгом в наших терапевтических играх меня назвать жирной или жиртрестом. Это происходило, пока я не оттерапевтировалась и меня это не перестало беспокоить. Ну и по ходу тело принимало другую форму.
Пару дней назад я мужу сказала, что мне так хочется почувствовать себя бабушкой, понянчить внуков... Мимимишничала я до момента, пока друг дочки на площадке не назвал меня «Дашкиной бабушкой». И я зависла от неожиданности, сообразив, что к внутреннему статусу я как-то, наверное, готова, а внешний - похоже, меня пугает. Дитё ненароком наступило на неисследованную мозоль.
Добрых взрослений нам рядом с нашими детьми.опубликовано econet.ru.
Задайте вопрос по теме статьи здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ua/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий