Подпишись
Религиозная философия
Поскольку «человеческое сердце не находит себе покоя, пока оно не найдет и не осуществи...

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА И ЦЕЛЬ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Причиной антропологической катастрофы (или, по крайней мере, одной из основных её причин) является

отсутствие или подмена цели земной жизни человека.

 

Действительно, еще сильны устремления к ложным сокровищам, которые становятся для человека ложными и лукавыми богами.

 

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА И ЦЕЛЬ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

 

 

Речь идет о властолюбии, славолюбии, сластолюбии, сребролюбии, — являющимися по христианским понятиям злейшими страстями, преградами на пути спасения человека и орудиями дьявола.

 

По мнению доктора медицинских наук, проф. иеромонаха Анатолия (Берестова):

«Настоящее человечество ушло столь далеко от своего первоисточника — Бога и зашло в такой нравственный тупик, что, если не повернется к своему Первообразу, то ему грозит физическое и нравственное самоуничтожение. Человечество в наше время стоит перед опасностью гораздо более серьезной, чем ядерная, эта опасность — распад духа, падение в бездну греха».

 

Такой ситуации способствует и растлевающее воздействие некоторых средств массовой информации.

 

Также необходимо отметить и часто встречающееся отсутствие религиозного понимания цели и смысла жизни, потерю надежды и уверенности в завтрашнем дне, что в свою очередь, приводит к росту наркомании, алкоголизма и духовной деградации.

«Если в эпоху Данте сознание превосходило знание и “Божественная комедия”, изобилуя схоластическими суждениями о вселенной, поражает нас глубиной сознания, то я встречал во всех странах, где мне приходилось бывать за последние десять лет, немало молодых людей, обладающих большими знаниями в облюбованной ими области, но беспомощных в вопросах сознания или, точнее, совести».


Действительно, «для многих главным является деловая жизнь, работа.

“Деловые люди” — это особое поколение людей XX века, для которых не существует ничего, кроме их собственной функции в каком-то “деле”, бизнесе, поглощающем их полностью и не оставляющем ни малейшего просвета или паузы, необходимой для того, чтобы услышать голос Бога» (игумен Иларион (Алфеев).

 

 

При этом «чем спокойнее, чем более размерена и упорядочена внешняя жизнь, чем более она занята текущими земными интересами и имеет удачу в их осуществлении, тем глубже та душевная могила, в которой похоронен вопрос о смысле жизни» (С. Л. Франк).

 

Поэтому духовность человека и ее развитие приобретают особую актуальность.

Однако стремления к истинному, прекрасному, вечному, духовному и немеркнущему, к сожалению, часто подавляются в нас мирскими заботами и суетностью, а потребность в Боге удовлетворяется различными суррогатами.

 

Все это резко увеличивает значение обсуждения извечных духовных тем.

 

«Эти, как обычно говорится, “проклятые” вопросы или, вернее, этот единый вопрос “о смысле жизни” волнует и мучает в глубине души каждого человека.

Человек может на время, и даже на очень долгое время, совсем забыть о нем, погрузиться с головой или в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах,... в политику, борьбу партий и т. п. — но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек…» (С. Л. Франк).

 

Добавим, что этот вопрос волнуют людей разных возрастов и мировоззрений:

и только начинающих свой жизненный путь, и прошедших часть пути, и заканчивающих его.

 

Ведь «человеческое сердце не находит себе покоя, пока оно не найдет и не осуществит смысл и цель жизни» (блж. Августин).

При этом потребность в Боге, в слове Божьем, иногда становится нестерпимой.


С возрастом, как правило, происходит рост важности указанной проблемы для человека, происходит обострение последствий ее нерешенности.

 

Игумен Иларион (Алфеев) отмечает, что «только спустя многие годы человек осознает, что его прежняя жизнь была такой неполноценной и ущербной из-за того, что в ней не было Бога, без Которого нет и не может быть счастья».

 

Аналогично рассуждает и С. Л. Франк: «…Неустранимый факт приближения смерти и неизбежных ее предвестников — старения и болезней, факт отмирания, скоропреходящего исчезновения, погружения в невозвратное прошлое всей нашей жизни со всей иллюзорной значительностью ее интересов, — этот факт есть для всякого человека грозное и неотвязное напоминание нерешенного, отложенного в сторону вопроса о смысле жизни».

 

Если к этому еще добавить практически повсеместное и всеобъемлющее лицеприятие и, связанные с этим, лицемерие и лесть, то поиск или изменение цели и смысла жизни, — как пути к Богу, — становится основным и, пожалуй, единственным путем к свободе и спасению и, как следствие этого, — к осознанному рождению и воспитанию детей, как свободных, счастливых и духовно развитых личностей.

цель смысл духовность

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий