Подпишитесь
Религиозная философия
Поскольку «человеческое сердце не находит себе покоя, пока оно не найдет и не осуществи...

СОЦИАЛЬНЫЕ И МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ «ЧУЖОГО ГОРЯ»

Если люди не противятся несправедливости (злу), чужому горю, не участвуют в их устранении, молчаливо отворачиваются от этих вопросов, — поскольку у них всё в относительном порядке, или по причине боязливости, или из-за жестокосердия, — то скоро может наступить противоположная ситуация, в которой аналогичная несправедливость и горе постигнут уже самих этих людей и их родственников! А другие — также не будут обращать на это внимание! Таким образом, ЧУЖОЕ ГОРЕ МОЖЕТ ДОВОЛЬНО БЫСТРО ТРАНСФОРМИРОВАТЬСЯ — В СОБСТВЕННОЕ.

В рассказе А.П. Чехова «Крыжовник» говорится: «за дверью каждого счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком и напоминать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стрясётся беда, и его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину, — и все обстоит благополучно». 

Прп. Паисий Святогорец пишет: «Когда что-то недуховно, нечисто, то в сердце не может быть истинной радости и мира. Радость, которую испытывает духовный человек, — это не та радость, за которой многие сегодня гонятся. Не надо путать разные вещи. Имели ли святые радость в том ее виде, что ищем мы? Матерь Божия имела такую радость? Христос — смеялся ли Он? Кто из святых прожил эту жизнь без боли? У какого святого была такая радость, к которой стремятся многие христиане нашего времени, не хотящие и слышать ничего неприятного, чтобы не расстроиться, не потерять своей безмятежности? Если я избегаю волнений, ради того, чтобы быть радостным, ради того, чтобы не нарушать своего покоя, ради того, чтобы быть мягким, то я равнодушен! Духовная кротость — это одно, а мягкость от равнодушия – это другое. Некоторые говорят: “Я христианин и поэтому должен быть радостным и спокойным”. Но это не христиане. Вам понятно? Это равнодушие, это радость мирская. Тот, в ком присутствуют эти мирские начала, – не духовный человек. Духовный человек — весь сплошная боль, то есть ему больно за то, что происходит, ему больно за людей. Но за эту боль ему воздается божественным утешением. Он чувствует боль, но чувствует в себе и божественное утешение, потому что Бог из рая бросает в его душу благословения, и человек радуется от божественной любви. Вот что такое радость, духовная радость — невыразимая и заливающая сердце … Мы, православные христиане, должны отдавать себе отчет в том, что Господь спросит с нас за наше молчание и равнодушие, за то, что не стояли в истине, и не защищали ее … Сейчас, в наши непростые времена, когда против нашего народа и нашей веры, ведется необъявленная, духовная война, делать вид, что ничего не происходит, значит, предавать Христа. Сейчас не достаточно просто быть хорошим прихожанином, всеми силами, старающимся сохранить в душе мир и безмятежность любой ценой. Сами, без наших ближних, мы не спасемся; Господь спросит с нас за них, — почему молчали, не обличали зло, почему самолюбиво замыкались на себе, когда вокруг духовно гибли люди?..» *.

______________________________

* Прп. Паисий Святогорец. Слова. Том II. Духовное пробуждение. Раздел 2, Гл. 2. Ч. 1. Ответственность Любви. 2. Само присутствие христианина есть уже исповедание веры [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnoe-probuzhdenie-slova-tom2/2_1, свободный. — Загл. с экрана.

 

 

равнодушие борьба со злом

Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий