Подпишитесь
Религиозная философия
Поскольку «человеческое сердце не находит себе покоя, пока оно не найдет и не осуществи...

Родовая греховность и божественная благодать

Родовая греховность и божественная благодать

«Вера в Бога — это требование предельно развитого человеческого ума» русский философ, профессор, доктор филологических наук, тайный монах А.Ф. Лосев) (1:189)

В человеке, с одной стороны, действует родовая греховность (уклонение к греху, или укоризненные страсти), которая является следствием первородного греха. Эта повреждённость человеческой природы передаётся всем потомкам Адама и Евы и является благодатной почвой для появления грехов, страстей и зла, ведущих к погибели.

С другой стороны, в человеке действует Божественная благодать, ведущая к спасению. Наличие греховности и благодати представляет собой совместное присутствие и напряженную борьбу двух основополагающих сил, противоположных по своей духовной направленности.

Св. апостол Павел говорит: «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7:22, 23).

Эта борьба, или внутренняя брань, характеризует динамику духовной христианской жизни — радость побед и драматизм поражений. Иначе говоря — наше движение к Богу или от Него.

Таким образом, земной путь христианина, включающий земные неудобства и скорби, проходит не в тишине и покое, а — в духовной брани. При этом некоторые подвижники ещё при жизни смогли достичь высокой степени духовности — бесстрастия. Преп. авва Дорофей говорит об этом так: «Отречением своей воли христианин приобретает беспристрастие, а с беспристрастием приходит с помощью Божией и в совершенное бесстрастие» «2:34).

Одним из самых ценных даров для нас является время нашей земной жизни. Поэтому, одной из хитрых уловок дьявола является внушение нам, что его осталось ещё много и не следует торопиться с выбором жизненного пути. Однако этот вопрос нужно решать уже сейчас, — поскольку от нас сокрыто, когда остановятся часы нашей жизни. 

Свт. Тихон Задонский пишет: «Видишь, что свеча горит, и далее сгорает. Сей пример подает тебе знать, что и житие наше, пока живем, как свеча горит, а потом и угаснет, — и помнить кончину его, которая неизвестна в какой день и час будет: а потому всегда ожидать ее должно» (3:354 со ссылкой на: «Творения святителя Тихона. 6-е изд. Т. 2. 1899 г. С. 25»).

И этот выбор, определяющий, что будет ждать человека в вечности, каждому придётся сделать здесь — в своей земной жизни. Необходимо победить себя в себе, победить наследие первородного греха, про которое Антоний Великий говорит: «Зло приразилось к естеству, как ржавчина — к меди и грязнота — к телу» (цит. по 4: 251 со ссылкой на «Св. Антоний Великий. Наставления… П.21 // Добротолюбие. Т.1 С. 81).

Поскольку Бог всегда готов помочь человеку и стоит у дверей души его и ждет пока ему отворят (Откр. 3:20), то именно в воле человека остается принять или отвергнуть эту помощь. Поэтому человек и ответственен за все свои грехи, даже с учетом невозможности их преодоления собственными силами, так как в возможности человека находится прибегнуть или нет к помощи Божьей. Ибо «верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого» (2 Фес. 3:3).

По мнению преп. Ефрема Сирина: «Подвигоположник всегда готов подать тебе Свою десницу и восставить тебя от падения. Ибо, как скоро ты первый протянешь к Нему руку, Он подаст тебе десницу Свою, чтобы восставить тебя». Здесь можно привести следующую аналогию. Человек в своей жизни находится как бы в некоем житейском море, где вместо морских волн бушуют волны страстей, соблазнов и похотей. И стоит Бог и протягивает руку помощи, руку спасения. И в воле человека, оказавшись вдали от берега, взять эту руку (этот спасательный духовный круг) и воззвать: «Возведи от погибели жизнь мою, Многомилостивый» (Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, песнь 6, ирмос), или оттолкнуть ее, но тогда уже сам человек будет виноват в своей погибели.

1. Алексий (Бабурин), иер. Монах Андроник. Из разговоров с А. Ф. Лосевым // Москва. — 1995. — №4.

2. Преподобного отца нашего Аввы Дорофея, душеполезные поучения и послания. 10-е изд. — М., 1913. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pagez.ru/ds/strasti_.php, свободный. — Загл. с экрана.

3. Иоанн (Маслов), схиархим. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского М.: Самшит издат, 2003.

4. Алипий (Кастальский — Бороздин), архим.; Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие: Курс лекций. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002.

 

 

родовая греховность Божественная благодать

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий


    Лучшее в блогах
    ГИПОТЕЗА БРАКА (и не только)

    ГИПОТЕЗА БРАКА (и не только)

    Что необходимо для того, чтобы создать счастливые семейные отношения? Как бы ни банально это звучало, но всё зависит...

    07.12.2019 371