Подпишись
Религиозная философия
Поскольку «человеческое сердце не находит себе покоя, пока оно не найдет и не осуществи...

О ВЫБОРЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

О ВЫБОРЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
Можно выделить два основных направления при выборе жизненного пути (два основных кредо). «Одно — и это у большинства, — брать от текущего дня все, что только можно взять для тела приятного, услаждающего. Культ тела, поблажка персти, выраженная в извращенной философии Эпикура: «Будем есть и пить, так как завтра умрем», - это приятие жизни со дня грехопадения Адама. С падением Адама утратило человечество богопросвещенный ум, «умный» ум, и все чаще и чаще принимает ложь за истину; утратило восприятие истинной красоты, ибо извратило свои чувства и принимает безобразие за красоту; и воля устремлена часто к злу, принимая зло за добро или творя зло под личиною добра».

Такой ситуации способствует и растлевающее воздействие некоторых средств массовой информации. Также необходимо отметить и часто встречающееся отсутствие религиозного понимания цели и смысла жизни, потерю надежды и уверенности в завтрашнем дне, что в свою очередь, приводит к росту алкоголизма, наркомании и духовной деградации.

Следует отметить и проблему падения читательского спроса, особенно — на духовную литературу. В её причинах и, одновременно с этим, — её следствиях, можно выделить два аспекта: а) нравственно-духовный и б) научно-технический.

а) По мнению И.Г. Эренбурга: «Во всех странах “лучшая, наиболее активная, наиболее мыслящая часть молодежи стремится к изучению естественных наук”. Однако “среди этой лучшей части молодой части интеллигенции можно заметить большое духовное смятение”» (цит. по 10:9). Приведем еще цитату: «Если в эпоху Данте сознание превосходило знание и «Божественная комедия», изобилуя схоластическими суждениями о вселенной, поражает нас глубиной сознания, то я встречал во всех странах, где мне приходилось бывать за последние десять лет, немало молодых людей, обладающих большими знаниями в облюбованной ими области, но беспомощных в вопросах сознания или, точнее говоря, совести».

Архимандрит Рафаил (Карелин) говорит: «Большинство наших современников видит счастье в материальном богатстве; для них деньги — эквивалент благополучия. Но могут ли деньги принести человеку действительную радость? Может ли он купить за деньги дружбу, преданность, способность быть любимым и самому любить? Чаще всего материальное благополучие угашает внутреннюю жизнь, переводит человека во внешнее. Царь Соломон молился: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне (Прит. 30: 8). Богатство, как и нищета, становится прессом, который давит на человеческую душу, оно наполняет ее постоянной тревогой. Еще никого богатство не делало лучше…». 

По мнению доктора медицинских наук, профессора иеромонаха Анатолия (Берестова): «Настоящее человечество ушло столь далеко от своего первоисточника — Бога и зашло в такой нравственный тупик, что, если не повернется к своему Первообразу, то ему грозит физическое и нравственное самоуничтожение. Человечество в наше время стоит перед опасностью гораздо более серьезной, чем ядерная, эта опасность — распад духа, падение в бездну греха». 

б) Другой аспект — связан с бурным развитием смартфонов, планшетов, компьютеров и другой аналогичной техники. Несмотря на широчайшее распространение этих благ цивилизации, они могут являться опасным инструментом, особенно в руках детей и подростков — носителей еще неокрепшей психики. Речь идёт о чрезмерном увлечении этими благами. Психологи отмечают, что компьютерная зависимость у подростков — дело опасное, которое может повлечь за собой тяжелые последствия.

Мне приходилось неоднократно наблюдать такую печальную картину: сидят рядом друг с другом мальчики и девочки возрастом от 8 до 15 лет. При этом каждый из них погружён в свой смартфон (планшет, компьютер) и они практически не разговаривают друг с другом. Такое вот «общение» конечно не способствует духовным размышлениям и чтению книг. Ведь гораздо проще и легче общаться с планшетом и смартфоном, чем читать, играть и общаться друг с другом.

А ведь в подростковом возрасте закладывается понимание нравственных аспектов, которое может быть искажено вследствие чрезмерного увлечения компьютерными играми. В научном сообществе по сей день идут споры: причислять ли к разряду наркотической зависимости онлайн игры или нет.

Таким образом, причинами снижения читательского интереса к духовной литературе в современном мире могут являться, как снижение интереса к духовному развитию, так и замена этого интереса его суррогатом — интересом к компьютерным играм, приводящим к компьютерной зависимости, и отдаляющим человека от размышлений на морально-нравственные и духовные темы.

Следствием же снижения читательского интереса будет дальнейшее снижение интереса к духовному развитию и дальнейший рост интереса к компьютерным играм. Такая вот положительная, — и очень тревожная, — обратная связь между причинами и следствиями уменьшения читательского спроса на духовную литературу!

Вместе с этим, в сознании человека существует и понимание, и желание, и ожидание истинного, прекрасного и вечного. А в душе живет врожденное устремление к духовному и немеркнущему. Ведь человек — это существо, созданное по образу Божьему и с возможностью подобия Божьего. Поэтому, его земная жизнь определяется не только природной, но и духовной, составляющей. И у каждого человека бывают такие минуты, когда он чувствует, что бытие не ограничивается только видимым миром. И среди жизненной суеты, нередко появляется щемящее чувство неудовлетворённости в земных утехах и успехах. Ибо «не утрачена во всем человечестве и окончательно тоска по мирам иным, воспоминание об Эдеме, о богообщении; и суетный, перстный человек жаждет познания полной истины, ищет настоящей красоты, жаждет послужить подлинному добру. В минуту просветления ясно представляется перстная жизнь как смена обманчивых снов». Это и есть призыв ко второму направлению жизненного пути — пути к Богу, пути к Истине.

К сожалению, данные стремления часто подавляются в нас мирскими заботами и суетностью, а потребность в Боге удовлетворяется различными суррогатами. Все это резко увеличивает значение обсуждения извечных духовных тем о: происхождении человека, его назначении и месте в мире; природе и составе человека; цели и смысла его жизни; душе, включая ее бессмертие и спасение; психике человека; добре, зле, грехе, страстях и т. д.

Добавим, что эти вопросы волнуют людей разных мировоззрений и возрастов, — и только начинающих свой жизненный путь, и прошедших часть пути, и заканчивающих его. Ведь «человеческое сердце не находит себе покоя, пока оно не найдет и не осуществит смысл и цель жизни» (блаженный Августин). Ибо, «наша душа может насытиться золотом не более чем наше тело ветром. Определил Бог насыщение каждой вещи по ее природе. Почему хлеб, а не яд составляет нашу пищу? Потому что хлеб, а не отрава соответствует нашей природе. Равным образом, так как наша душа имеет сходство с Богом, то один Бог может наполнить наше желание».

При этом потребность в Боге, в слове Божьем, иногда становится нестерпимой. Ведь с возрастом, как правило, происходит рост важности указанных проблем для человека, происходит обострение последствий их нерешенности.

 

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий