Экология познания. Вторая половина шестидесятых годов двадцатого века была временем расцвета кошмарных теорий о том, что ждет человечество в будущем. Например, в 1966 году, фантаст Гарри Гаррисон написал роман «Подвиньтесь! Подвиньтесь!».
Вторая половина шестидесятых годов двадцатого века была временем расцвета кошмарных теорий о том, что ждет человечество в будущем. Например, в 1966 году, фантаст Гарри Гаррисон написал роман «Подвиньтесь! Подвиньтесь!». Эта книга об антиутопическом мире, в котором слишком большое количество людей боролось за слишком малое количество ресурсов, стала основой фильма 1973 года о нашем адском будущем, «Зеленый сойлент». В 1969 году поп-дуэт Zager and Evans достиг вершин хит-парадов с песней «В 2525 году», в которой предполагалось, что люди стремительно движутся к своей погибели.
В этой сфере не было человека более влиятельного — или более ужасающего, как сказали бы некоторые — чем Пол Р. Эрлих, биолог из Стэнфордского университета. Его вышедшая в 1968 году книга «Популяционная бомба» продавалась миллионами копий из-за горьких сетований на то, что человечество стоит на грани апокалипсиса из-за своей чрезмерной численности. Доктор Эрлих начал с утверждения, которое можно счесть словесным аналогом удара под дых: «Битва за то, чтобы накормить все человечество, подошла к концу». Далее он предсказал, что сотни миллионов людей умрут от голода в 1970-х, что 65 миллионов из них будут американцами, что перенаселенная Индия была, по сути, обречена, что высока вероятность того, что «Англия перестанет существовать к 2000 году». Доктор Эрлих был так уверен в своих словах, что в 1970 году предупредил: «В течение следующих 15 лет наступит конец». Под «концом» он имел в виду «полнейший крах способности планеты поддерживать человечество».
Как вы могли заметить, Англия все еще с нами. Как и Индия. Сотни миллионов не умерли от голода в 70-х. Человечество сумело выжить, хотя сейчас население планеты превышает 7 миллиардов человек, в два раза больше, чем в то время, когда «Популяционная бомба» стала бестселлером, а ее автор — частым гостем программы Джимми Карсона «The Tonight Show».
По прошествии 47 лет доктор Эрлих не особо горит желанием признавать свою ошибку. Даже наоборот. Временные рамки катастроф вроде тех, что он некогда предлагал, не имеют никакого значения, заявил он Retro Report, поскольку для кого-то из его области работы они значат «совершенно, совершенно не то», что для среднестатистического человека. Конец все еще близок, утверждает ученый, не отказываясь от своего утверждения, сделанного в шестидесятые и гласившего, что численность населения необходимо контролировать, желательно добровольными методами. Но если появится необходимость, по его словам, Эрлих поддержал бы «различные формы принуждения», как, например, «отмена налоговых льгот многодетным семьям». Позволять женщинам иметь столько детей, сколько им угодно, по мнению ученого, равносильно тому, чтобы разрешить всем «бросать в соседский двор сколько угодно мусора».
Зловещие заявления доктора Эрлиха вызывают стыд и досаду у некоторых его бывших союзников — людей, сорок лет назад разделявших страхи насчет перенаселения. Один из них — Стюарт Брэнд, основатель и редактор журнала Whole Earth Catalog. В отношении этой темы Брэнда можно назвать кейнсианцем, в духе наблюдения, часто приписываемого Джону Мэйнарду Кейнсу: «Если факты меняются, мое мнение тоже меняется, сэр. А что насчет вас?» Брэнд сформулировал для Retro Report свое мнение в форме вопроса: «Сколько лет конец света должен не наступать, чтобы вы пришли к решению, что, наверное, он не наступает, потому что причины были неверны?»
В числе того, что произошло, пока мы стремились к погибели, — открытие человечеством способа кормить себя, невзирая на растущую численность. За это нужно во многом благодарить Нормана Борлога, американского ботаника, который вывел крайне урожайные и устойчивые к болезням культуры, что спасло сельское хозяйство. Это событие известно как Зеленая Революция. Хотя нехватка пищи в некоторых регионах осталась, зачастую это результат скорее несостоятельности государства, коррупции или гражданских конфликтов, чем полного отсутствия еды.
Некоторые необычайно оптимистичные аналитики заключили, что люди всегда смогут найти выход из трудной ситуации. Среди них был Джулиан Л. Саймон, экономист, зарекомендовавший себя как анти-Эрлих, утверждая, что «состояние человечества будет улучшаться практически в любом материальном плане». В 1997 году, за год до своей смерти, Саймон в интервью журналу Wired высказал мнение, что «как бы быстро ни росло население, исторически производство пищи всегда росло как минимум с той же скоростью, если не быстрее».
Где-то между пессимистом Эрлихом и оптимистом Саймоном находится Фред Пирс, британский автор, специализирующийся на теме мирового населения. Его беспокоит не то, что в мире слишком много людей. На самом деле, рождаемость сейчас ниже или почти ниже долгосрочного репродуктивного уровня по всему миру — не только в развитых странах Запада и в Японии, но и в Индии, Китае, большей части Юго-Восточной Азии, Латинской Америке, то есть чуть ли не везде, кроме Африки, хотя и там уровень по континенту снижается. «Нерожденные девочки не станут матерями», — пишет Пирс в своей книге «Грядущий демографический крах и неожиданное будущее нашей планеты», изданной Beacon Press в 2010 году.
Из-за повысившегося уровня здравоохранения рожать много детей — уже не такой обязательный способ продолжить род, как раньше. В переполненных городах крупные семьи не так желанны, как в деревенском прошлом. И во многих культурах женщины становятся все более независимыми в общественном и экономическом плане. Они больше не согласны с тем, что их судьба — быть вечно беременными. Если уж о чем-то и беспокоятся в некоторых странах, то скорее о том, что их население стареет, и происходит отток жизненной силы нации.
Тем не менее, уже многие заверяют, что мировое население продолжит расти. Но как долго это будет продолжаться? Чертовски трудный вопрос. Часто цитируемая демографическая модель ООН предполагает девятимиллиардный пик примерно в 2050 году. Другие предсказывают продолжение роста и в следующем веке. Третьи — что население пойдет на спад до середины нашего столетия. Цифры становятся все более обманчивыми, стоит только взглянуть на плотность населения. Обычно считается, что слишком много людей на небольшой территории — рецепт бедности и других социальных бед. Однако согласно данным ООН, три первых места по плотности населения занимают Монако, Макао и Сингапур. Ни в одной из этих стран бедствиями даже не пахнет.
По мнению Пирса, зло таится не в перенаселении, а в чрезмерном потреблении. «Мы можем пережить серьезный демографический сдвиг», — обнадежил он нас в 2011 году. Но он не столь оптимистичен в отношении чрезмерного использования доступных ресурсов и его влияния на климат (хотя тревога за состояние планеты может стать мотиватором поиска решения, как страхи насчет демографии могли помочь обезвредить популяционную бомбу).
«Рост потребления сегодня куда превосходит рост численности людей в качестве угрозы планете», — писал Пирс в британском журнале Prospect в 2010 году. «И большая часть чрезмерного потребления приходится на богатые страны, которые давно перестали заметно прибавлять в населении, в то время как большая часть прочего роста населения приходится на страны с очень слабым влиянием на планету»
«Давайте посмотрим на выбросы углекислого газа, самую крупную на данный момент угрозу, связанную с климатом. Богатейшие полмиллиарда людей, а это где-то 7% мирового населения, несут ответственность за половину мировых выбросов углекислого газа. В то же время беднейшие 50% в ответе лишь за 7% выбросов».
В какой-то степени тревоги о перенаселенной планете вышли из международного дискурса. Пирс полагает, что их вытеснили глобальное потепление и схожие проблемы. Фраза «нулевой рост населения», некогда боевой клич движения, теперь слышится нечасто. В нашей газете, например, она за последние семь лет встретилась лишь в трех статьях.
Но доктор Эрлих, которому же 83 года, не отказывается от своих мрачных предсказаний. Он признается, что не повторил бы все, что некогда написал. Но на тот момент его основной задачей было обратить внимание общественности на угрожающую ситуацию, и с этим он справился. Ученый все еще уверен, что погибель не за горами и не станет ждать до 2525 года или дольше. То, что он писал в шестидесятые, по его словам, было еще сравнительно мягко. Эрлих заявляет Retro Report: «Сегодня мой стиль был бы еще апокалиптичней, чем тогда». опубликовано econet.ru
Источник: https://econet.ua/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий