Подпишись

Ментальный иммунитет

Здоровье может быть не только телесным, но и ментальным. Это понятие подразумевает психическое благополучие человека. На его основе возникает возможность самореализоваться, контролировать стресс, эффективно трудиться. Существуют также ментальный иммунитет, ментальные вирусы и ментальные эпидемии.

Ментальный иммунитет

Ментальность – способ видения мира, сформированный в процессе воспитания, образования и обретения жизненного опыта в конкретной культурной среде. Ментальное здоровье по определению ВОЗ (2001) – психическое благополучие человека, которое позволяет ему реализовать собственный потенциал, помогает противостоять стрессу, продуктивно работать и вносить свой вклад в развитие общества.

Психическое благополучие человека

Ментальные науки 

Ментальная экология – раздел экологии человека, изучающий многовариантные взаимоотношения в системе «окружающая среда – общество – личность».

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Ментальная медицина – синергетическая наука, изучающая этиопатогенез и диагностику, клинику и лечение психических расстройств, биопсихосоциодуховные ресурсы развития личности и общества.

Ментальная медицина в рамках единой методологии объединяет укрепление ментального здоровья и лечение ментальных недугов, интегрируя традиционные нозоцентрические ресурсы клинической психиатрии и здравоцентрический потенциал ментальной превентологии.

Ментальная превентология – раздел общей превентологии, наука о путях формирования и поддержания оптимального уровня ментального здоровья, психогигиене и психопрофилактике на системной и мультидисциплинарной синергетической основе.

Ментальная эпидемиология – наука о распространении относящихся к ментальному здоровью человека состояний и событий в определенных популяциях и их детерминант, а также применении этих исследований для адаптивной защиты общественного здоровья.

Ментальный иммунитет

Ментальные вирусы – эпидемические стигмы общественного сознания.

Общественное сознание – интегральное качество ментального здоровья нации (популяции и субпопуляции и т. п.).

Духовный иммунитет – система внутренних убеждений, обеспечивающих высокий уровень осознания ценностей и смыслов жизни, закрепленных в эффективных паттернах индивидуальной и социальной идентичности, реализуемых в адаптивных поведенческих стратегиях.

Ментальные эпидемии – контагиозные полимодальные и полиморфные психические расстройства и состояния.

Служба ментального здоровья – синергетический биопсихосоциодуховный Ψ-кластер общества  и государства, обеспечивающий превентивно-коррекционную защиту ментального здоровья и лечебнореабилитационную помощь при ментальных недугах.

Системный мониторинг ментального здоровья – мультидисциплинарный комплексный мониторинг, направленный на установление причинно-следственных связей в многоуровневой системе общественного сознания. Он объединяет в рамках единой синергетической методологии профильные информационные базы, давая объективную картину и прогноз, динамику и ритмику социально значимых ментальных и поведенческих процессов 

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru

 

От психических к ментальным эпидемиям

В классической эпидемиологии выделяют поведенческие эпидемии, связанные с силой внушения или поведенческими паттернами (в противоположность внедрению микроорганизмов или физическим воздействиям). Клиническими иллюстрациями являются танцевальные мании в средние века, случаи массовых обмороков или судорог («истерические эпидемии»), паника толпы, приливы моды и энтузиазма.

Природа передаваемого поведения усматривалась не только в персональных контактах двух людей, но и в групповом принуждении (курение, употребление алкоголя или наркотиков).

Поведенческие эпидемии иногда были трудноотличимы от вспышек органических заболеваний, например при отравлении окружающей среды токсическими веществами.

Ментальный иммунитет

В психиатрии такое поведение получило название психических эпидемий. Психические эпидемии (ПЭ) как групповые контагиозные расстройства начали исследоваться в России во второй половине XIX века. Прежде пациенты, находившиеся во власти ПЭ, попадали либо под патронаж церковных организаций как «жертвы дьявола», либо под действие законов и указов, предписывающих карательные меры в отношении участников ПЭ.

Теперь же данная проблема оказалась в центре внимания философов и историков, юристов и этнографов, общественных деятелей и врачей. Большинство отечественных психиатров второй половине XIX века расценивали феномен ПЭ как преимущественно психосоциальное явление. При этом психиатрами не отрицалась возможность влияния на формирование и проявления ПЭ национальной культуры и этнических традиций, вносивших в симптоматику экзотические детали, но не менявших алгоритмов развития и клинической сути этого феномена.

Наличие у пострадавших при ПЭ патологии именно психиатрического содержания, – сомнений и разночтений у психиатров не вызывало. В. М. Бехтерев в 1908 году говорил о «коллективных или массовых иллюзиях и галлюцинациях», эпидемиях бесоодержимости, кликушества, порчи, психопатических проявлениях религиозного содержания, распространении реакций паники.

Психиатр А. А. Токарский подразделял причины ПЭ на «предрасполагающие и производящие». К первым он относил «бедность психического содержания, ограниченность интересов, отсутствие критики, невежество»; ко вторым господствующие в обществе идеи, внешние события, склонность к подражанию, психическую заразительность, внушение.

Эта классификация в значительной мере совпадает с современной трактовкой личностной и социальной идентичности субъекта, определяя универсальность трендов потенциальных путей возникновения ПЭ.

Исследования отечественных психиатров обозначили свод «предрасполагающих» и «производящих путем непосредственного привития идей» предпосылок ПЭ.

К первой группе были отнесены: фанатическая вера, основанная на постороннем внушении и влиянии индуктора, наличие харизматической личности, владеющей способностью внушать свои идеи окружающим (таким индуктором мог быть и психически больной человек); низкое образование, примитивная культура, социальное неустройство.

П. И. Якобий писал, что психическая эпидемия «развивается лишь в нервном и истощенном, ослабленном физически, нравственно и умственно населении».

Среди причин, влияющих на возникновение ПЭ, актуальны и следующие экзогенные факторы: наркотики и алкоголь, голод и нищета, усталость и скопление большого числа людей при общности настроя участников, плохие еда и сон, чрезмерное физическое напряжение и бытовые неудобства, болезни и частые роды.

Важную роль играло состояние психики субъекта и уровень его личностного реагирования, глубина воздействия догматов учения на его психику и актуальные суеверия.

Одной из главных причин ПЭ большинство авторов считали нагнетание психоэмоциональной напряженности (ПЭН) среди участников обряда или процесса. ПЭН влекла за собой состояние сужения сознания, ведя к невозможности отчета в своих действиях.

Увеличение ПЭН потенцирует внушаемость и самовнушаемость, аффектизацию и деморализацию, склонность к подражанию и панической настроенности, становясь фактором, влияющим на жизнь отдельного субъекта и сообщества в целом.

Подписывайтесь на Эконет в Pinterest! 

Под влиянием внушений личность теряет индивидуальность и инициативу, становясь частью толпы и впадая в панику. «В исступленной толпе каждый индивид влияет на окружающих, и сам подвергается аналогичному влиянию». K категории «производящих» причин возникновения ПЭ психиатрами были отнесены такие факторы, как войны и революции, политические перевороты и социально-экономические реформы, потенцирующие неопределенность общественно-политических отношений и ситуаций, повышающие нервно-психическую возбудимость, приводящие к снижению устойчивости центральной нервной системы.

Таким образом, основой возникновения ПЭ был определен полиэтиологический фактор, являющийся основным критерием в формировании путей возникновения и распространения массовых психических контагий. На интенсивность возникновения и распространения контагиозных явлений психического характера влияли социально-экономические перемены и кризисы.

Полиэтиологичность и полиморфность ПЭ в XXI веке потребовали привлечения мультидисциплинарной синергетической методологии, позволяющей оценивать и прогнозировать фрактальную динамику эпидемического процесса в четырехмерном пространстве психогенеза и социогенеза, соматогенеза и анимогенеза, образующих траекторию развития ментальной эпидемии (МЭ) как предмета ментальной медицины.

Существенную роль в психогенезе МЭ играют средства массовой информации (СМИ). М. А. Пушкина выделяет следующие механизмы деструкции массового сознания под влиянием СМИ.

1. Перегрузка сенсорных систем человека за счет технических возможностей медиасферы: скорость, громкость, яркость, динамичность и т. п. Сенсорные модуляции повышают порог чувствительности зрителя к любым внешним раздражителям, увеличивают скорость переключения внимания и снижают возможности его концентрации.

2. Логическая девальвация реальности, состоящая в рудиментарности и примитивности предлагаемых причинно-следственных связей между событиями и образами.

3. Эмоциональный акцент с эксплуатацией негативных эмоций – «труп оживляет кадр».

4. Разрушение моделей поведения человека, принятых в обществе – все допустимо и все возможно.

5. Навязывание суррогатного общения, заменяющего этику реального межличностного взаимодействия на погружение в TV-шоу и медиазависимость.

Все это сказывается на индивидуальной и социальной идентичности зрительской аудитории, облегчая манипуляции общественным сознанием. Оценивая возможности социальной психотерапии в противостоянии социальным эпидемиям, И. С. Бурикова [3] отмечает невключенность в этот процесс телевидения. Автор выделяет четыре вида обратной связи, применимых к измерениям интерфейса индивидуального и общественного сознания:

1. Усиливающая обратная связь – раскрутка эмоционального градуса проблемы, изменения усиливают первоначальные;

2. Усиливающее упреждение – профилактика социальных эпидемий;

3. Уравновешивающая обратная связь (информация о грядущих изменениях попадает обратно в систему и гасит изменение) – теряется интерес к социальным эпидемиям;

4. Уравновешивающее упреждение – предвидение и/или предсказание изменения приводит систему в прогнозируемое состояние.

Сегодня ТV редко выходит за рамки первого вида прямой усиливающей обратной связи – раскрутки проблемы, реже ее профилактики, и практически никогда – третьего и четвертого вида обратной связи, способных контролировать систему социальных эпидемий. Для реализации TV-миссии и функции социальной психотерапии необходим перевод работы в плоскость уравновешивающей обратной связи.

Такие принципиальные вопросы, затрагивающие политический дизайн вещания и требующие серьезных финансовых ресурсов, могут быть решены только в рамках «мобилизационного заказа», когда очень конкретно и очень буквально «Родина Мать – позовет»!

В анимогенезе МЭ отмечена ограниченность интересов и духовных запросов; низкий уровень и недифференцированность потребностей; невосприятие унижения как страдания; готовность жить и выживать на биологическом уровне и в моральной безысходности; неблагополучие морального климата семьи, социальной и производственной среды; духовно-нравственная амбивалентность и дефицитарность среды обитания и зоны оседлости; нарушения формирования и развития нравственных чувств и нравственного облика; несформированность или ранняя утрата нравственной позиции; конформизм и равнодушие; высокая частота синдромов деморализации и деструктивного профессиогенеза; асоциальное и противоправное поведение; распространенность алкольных обычаев и раннее формирование алкогольных установок; низкий уровень культуры и духовных запросов; распространенность синкретизма и сектантства; высокая манипулятивность и некритичность к истеродемонической экспансии шаманизма и колдовства; дегуманизация и деморализация социума.

На биогенез МЭ влияет генетическое накопление соматической и психической патологии в эндемичном очаге; дебют и эпидемическая вспышка совпадают со сниженной и измененной реактивностью в весенне-осенний период, а также с абортами и родами, беременностью и климаксом у участниц эпидемического ядра; обнаруживается повышенная частота соматических и эндокринных заболеваний; нарушений нейропроцессов и соматоформных дисфункций; соматизированных расстройств и психосоматических заболеваний; терапевтическая резистентность и высокий риск рецидивирования.

Ментальная медицина позволяет в этиопатогенезе, патопластике и патокинетике МЭ количественно и качественно измерять характеристики психо- и социо-, анимо- и соматогенеза, оценивая эпидемический очаг и прогнозируя траектории его развития.

Эпидемически растущее многообразие угроз и вызовов сингулярного мира обеспечило широкую востребованность и расширение смыслового поля классического медицинского термина иммунитет. Сегодня практически привычными стали понятия психологического и социального, нравственного и духовного иммунитета. Однако, целостность и системность подходов к проблеме безопасности требуют синергетического прочтения понятия ментального иммунитета (МИ) как биопсихосоциодуховной защиты идентичности и основы безопасности личности и общества.

Актуальной задачей является концептуально-методологическое обоснование синергетического подхода к ментальному иммунитету и ментальной безопасности (МБ), описание их структурно-функциональных особенностей на клинической модели синдрома приобретенного ментального иммунодефицита, выделение стратегий нового ресурсного обеспечения национальной безопасности в современной кризисной реальности. Эта глава в виде статьи завершала двухлетний цикл ежемесячных публикаций в журнале «Экология человека», ставших основой руководства «Ментальная медицина».

Функции ментального иммунитета

Ментальный иммунитет является интегральным защитно-компенсационным буфером сингулярно нарастающего глобализационного давления. Многочисленные попытки ментального проектирования общественно-политической и социально-экономической деятельности в этих условиях оказались не сводимы к классическим моделям коэволюционного, гармоничного и устойчивого существования человека. На уровнях личности и общества глобализационный прессинг уравновешивается балансом «глобализации снизу», обеспечиваемой естественным ментальным иммунитетом адаптивного расширения сознания, и «глобализацией сверху» с искусственным ментальным иммунитетом «трансплантации сознания» и неочевидными перспективами интеграции. Естественный ментальный иммунитет проявляется онтогенетически гармоничным расширением видения картины и смыслов мира человека, развитием его нравственно-ценностных и культурных представлений, постижением многообразия уровней и стилей бытия. Искусственный ментальный иммунитет является навязанной извне, управляемой и стереотипной техникой универсализации достижений и ценностей глобального по масштабам, но гибридного по содержанию мира.

К принципам новой парадигмы адаптивной защиты общественного здоровья и общественного сознания от ментальных эпидемий можно отнести:

  • синергетическую интегративность программ и проектов;
  • мультидисциплинарность и многоуровневость резонансно-когерентных усилий;
  • инструментально-технологическую полимодальность;
  • интерактивность и системность санирующих и коррегирующих, терапевтических и реабилитационных коммуникаций;
  • программно-целевую и прогностическую направленность;
  • последовательность и преемственность синхронных мероприятий;
  • позитивизм и созидательную конструктивность;
  • гражданско-патриотический национальный резонанс;
  • гуманитарно-гуманистический общечеловеческий рефрен;
  • сквозное гендерно-возрастное организационнометодическое объединение подходов;
  • блочно-модульное построение терапевтических маршрутов;
  • вариативность ментального резильянса превентологических программ;
  • единство здорового образа и нравственного смысла жизни;
  • духовно-нравственную доминанту в построении общественных и волонтерских движений и др.опубликовано econet.ru

Автор Павел Сидоров 

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ua/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
, чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Каждый имеет для другого лишь то значение, какое тот имеет для него. Артур Шопенгауэр
    Что-то интересное