Подпишись
Религиозная философия
Поскольку «человеческое сердце не находит себе покоя, пока оно не найдет и не осуществи...

ВОПРОСЫ БРАКА И СЕМЬИ В ХРИСТИАНСТВЕ (в 2-х частях)

ВОПРОСЫ БРАКА И СЕМЬИ В ХРИСТИАНСТВЕ (в 2-х частях)

 

 

ЧАСТЬ 2

 

4. Грешна ли супружеская близость без цели зачатия?

 

Апостол Павел учит: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа ... Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим ... Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7: 2, 5, 9).

Свт. Иоанн Златоуст наставляет: «Две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами; но главнейшая из этих двух целей - целомудрие...» (цит. по 10: 100, со ссылкой на: Беседа на слова: "блудодеяния ради"... (1 Кор. 7: 2), с. 209, т. III, кн. I); «Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественного пламени. Свидетель этому Павел, который говорит: Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену (1 Кор. 7: 2). Не сказал: для деторождения. И затем собираться вкупе (ст. 5) повелевает он не для того, чтобы сделаться родителями многих детей, а для чего? Да не искушает, говорит, вас сатана. И продолжая речь, не сказал: если желают иметь детей, а что? Аще ли не удержатся, да посягают (ст. 9). В начале брак имел, как я сказал, две вышеупомянутыя цели (целомудрие и деторождение - П.Д.), но впоследствии, когда наполнились и земля, и море, и вся вселенная, осталось одно только его назначение - искоренение невоздержания и распутства; ибо для людей, которые и теперь еще предаются этим страстям, хотят вести жизнь свиней и растлеваться в непотребных убежищах, брак не мало полезен, освобождая их от нечистоты и такой потребности и сохраняя их в святости и честности» (11, ч. 1, п. 19). Кроме того, свтт. Иоанн Златоуст и Тихон Задонский рекомендуют с осмотрительностью относится к своему воздержанию и соблюдать при этом меру (9: 647; 12: 177).

 

Таким образом, цель «погашение естественного пламени» или «предохранение от распутства и сохранение целомудрия» имеет бóльшее значение (бóльшую важность) в браке, чем деторождение. Эта важная мысль подчеркивается святителем и в других его высказываниях, например: «Пусть же лучше он (муж - П.Д.) спит с тобою, чем с блудницей. Сожитие с тобою не запрещено, а сожитие с блудницею запрещено. Если с тобою он будет спать, нет никакой вины; если же с блудницею, тогда ты погубила собственное тело ... Для того ты (жена) и имеешь мужа, для того ты (муж) и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие» (9: 647).

Действительно, поскольку «спят с блудницей» не для рождения детей, а для незаконного (греховного) удовлетворения плотской (половой) страсти, то слова свт. Иоанна Златоуста «пусть же лучше он (муж - П.Д.) спит с тобою, чем с блудницей», по-видимому, можно воспринимать, как совет супружеской близости для «погашения естественного пламени», даже без цели зачатия ребенка, чтобы не впасть в грех прелюбодеяния. При этом  св. отец говорит, что в данной супружеской близости нет никакой вины, ибо: «сожитие с тобою (женой - П.Д.) не запрещено, а сожитие с блудницею запрещено. Если с тобою он будет спать, нет никакой вины...».

 

Кроме того, по мысли свт. Иоанна Златоуста «главнейшая из этих двух целей (целомудрия и деторождение - П.Д.) - целомудрие» (цит. по 6: 100, со ссылкой на: Беседа на слова: "блудодеяния ради"... (1 Кор. 7: 2), с. 209, т. III, кн. I). Таким образом, целомудрие в браке  святитель ставит выше деторождения, причем понимает под ним отсутствие прелюбодеяния в мыслях и действиях («для того ты (жена) и имеешь мужа, для того ты (муж) и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие»).

 

Для пояснения большей важности цели «погашения естественного пламени», чем цели деторождения, отметим, что основной (стратегической) целью земной жизни христианина является, как уже говорилось выше,  спасение, то есть достижение Царства Небесного или вечное блаженство в соединении с Богом.

Поэтому все действия человека, весь образ его жизни и должны быть направлены именно на достижение этой цели и основной целью брака должна, соответственно, являться взаимная помощь супругов в деле спасения. Свт. Иоанн Златоуст приводит три образа жизни и их соотношение между собой в деле спасения: «девство, брак, блуд. Брак - в середине, блуд - внизу, девство - вверху. Девство увенчивается, брак соразмерно похваляется, блуд осуждается и наказывается» (9: 647). Поскольку в миру возможность супружеской близости является, как уже говорилось, своеобразным лекарством для избежания как блуда (до брака), так и прелюбодеяния (в браке) - этих  ядов для духовного и физического состояния человека, преград на пути его спасения и причин погибели, то физическая близость супругов (как  врачевство, истребляющее блуд и служащее для обуздания беспорядочных влечений человеческой природы) является более значимым аспектом в браке, чем деторождение. 

Из сказанного можно сделать вывод о том, что в отдельных случаях, временная супружеская близость без цели зачатия, используемая для осознанного «погашения естественного пламени»[5], не нарушает какие-либо библейские или официальные запреты Русской Православной Церкви, если при этом:

а) отсутствуют эгоистические побуждения;

б) в браке реализуются все его цели (при физической способности супругов к деторождению);

в) не используются абортивные средства.

 

Отметим, что данный вывод не следует рассматривать как основание для повсеместного (а не исключительного!) использования средств контрацепции, а также использования этих средств с целью эгоистического (полного) отказа от рождения детей. Кроме того, в соответствии с «Основами социальной концепции Русской Православной Церкви», конкретные «решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника».

 

 

        5. В ЧЁМ ОТЛИЧИЕ ХРИСТИАНСКОГО БРАКА ОТ ИУДЕЙСКОГО?

 

М. Григоревский, в книге, посвященной анализу учения свт. Иоанна Златоуста о браке, говорит:

«Главною целью христианского брака является не рождение детей, как в вне-христианском браке, но внутреннее духовное восполнение одной личности другою, взаимное содействие в целях гармонического течения земной жизни и нравственного совершенствования. Чадорождение - второстепенная цель брачного союза» (10: 80).

 

Прот. Иоанн Мейендорф приводит следующие отличия христианского понимания брака от иудейского: «Ветхозаветное иудейское мышление видело сущность и цель брака в воспроизводстве рода. Продолжение рода было самым очевидным и совершенно необходимым знаком Божьего благословения ... В Новом Завете понимание брака претерпело коренные изменения. Различия тем более явственны, что в Новом Завете использованы категории ветхозаветного мышления для того, чтобы наполнить их новым содержанием. Так, например, нигде в Евангелии не упоминается о том, что деторождение является оправданием брака. Само по себе деторождение является средством спасения лишь тогда, когда оно сопровождается "верой, любовью и святостью" (1 Тим. 2: 15) ... Новый Завет создал новое понятие о браке и основывается это новое представление на "благой вести" о Воскресении, принесенной Христом. Христианин призывается уже в этом мире воспринять новую жизнь, стать гражданином Царства, а идти по этому пути он может в браке. В таком случае брак перестает быть простым удовлетворением временных природных потребностей и гарантией иллюзорного выживания через потомство. Это - единственный в своем роде союз двух существ в любви; двух существ, которые поднимаются над своей человеческой природой и становятся едиными не только "друг с другом", но и "во Христе"» (14. Гл. «Иудаизм и Новый Завет»).

Прот. Владислав Цыпин отмечает особенности ветхозаветного брака: «У ветхозаветных евреев религиозным основанием брака почиталась заповедь Божия: "Плодитель и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею" (Быт. 1: 28)". Чадородие рассматривалось как основная ценность брака. Поэтому допускался полигамный брак (Втор. 21: 15; Суд. 8: 30; 1 Цар. 1: 2 и др.), при этом число жен ограничивалось только имущественным положением мужа. В полигамном браке состояли и святые праотцы: Авраам и Иаков, цари Давид и Соломон. Законом Моисея не запрещалось и наложничество (Втор. 21: 10-14; Суд. 19: 2 и др.)» (13: 149).

 

 

Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Предоставляя физической стороне нормальный исход в рождении детей, брак в то же время служит и средством к сохранению целомудрия и обуздания беспорядочных влечений человеческой природы. "Две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами; но главнейшая из этих двух целей - целомудрие... Особенно теперь, когда вся вселенная наполнилась нашим родом. Вначале желательно было иметь детей, чтобы каждому оставить память и остаток после своей жизни. Когда еще не было надежды на воскресение..., Бог давал утешение в детях, чтобы оставались одушевленные образы отшедших ... Когда же, наконец, воскресение стало при дверях, и нет никакого страха смети... то и забота о том сделалась излишнею» (цит. по 10: 100, со ссылкой на: Беседа на слова: "блудодеяния ради"... (1 Кор. 7: 2), с. 209, т. III, кн. I).

Кроме того, в новозаветном понимании брака, в отличие от ветхозаветного, выделяют три его стороны и три цели (см. об этом подробнее в ответе на вопрос 1).

 

 ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 1. Добросельский П. В. Супружеские отношения и грань греха (брак, семья, супружеская близость) - 2 (3) - е изд, испр. и доп. - М.: Оранта, 2012 (2013). - 464 с. - (Христианская антропология и современность. Вып. 1).

2. Малиновский Н., прот. Очерк православного богословия. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003. Репринтное издание по: Очеркъ православнаго богословия. Протоiерея Н. Малиновскаго. Изданiе второе. Сегiев Посадъ. Типографiя Св.-Тр. Сегiевой Лавры. 1911 (Кн. 1), 1912 (Кн. 2).

3. Митрополит Сурожский Антоний. Труды. - М.: «Практика», 2002.

4. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, принятые Архиерейским Собором РПЦ в 2000 г. Гл. Х. Вопросы личной, семейной и общественной деятельности. Разд. Х.6. Добродетель целомудрия.

5. Закон Божий. Составил прот. Серафим Слободской. - Нижний Новгород: Братство во имя св. князя Александра Невского, 2003.

6. Катехизис Католической Церкви. - М.: «Рудомино», 1996.

7. Перевод-тафсир Корана «аль-мунтахаб фи тафсир аль-Куран аль-Карим (Аль-азхар).

8. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, 2-е изд. Т. 3: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт - Петербургской Духовной Академии, 1897.

9. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, 2-е изд. Т. 5: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт - Петербургской Духовной Академии, 1899.

10. Григоревский М. Учение святителя Иоанна Златоуста о браке. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра: 2000. Репринтное издание по: «Григоревский М. Учение св. Иоанна Златоуста о браке. Архангельск. Типо-Лит. Насл. Д. Горяйнова, 1902»

11. Полное собрание сочинений Св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. Том первый, книга первая. Книга о девстве.

12. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. - М.: Самшит-издат, 2003.

13. Православная Энциклопедия. Т. VI. Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

14. Иоанн Мейендорф, прот. Брак в православии.

 


[1] См. также, например, Прит. 6: 32, 33; 1 Кор. 6: 16, 18, 19.

[2] «...Брак есть врачевство, истребляющее блуд...» (свт. Иоанн Златоуст) (8: 205).

[3] «Брак установлен... не для того, чтобы предавались блудодеянию, но чтобы были целомудренными» (свт. Иоанн Златоуст) (8: 205).

[4] «Итак, соблюдай меру в своем воздержании, смотря по тому, насколько ты можешь обуздать немощь своей плоти. Не стремись превзойти эту меру, чтобы не ниспасть ниже всякой меры» (свт. Иоанн Златоуст) (9: 647).

[5] Под осознанным «погашением естественного пламени» понимается такая супружеская близость, целью которой является не поиск и получение супругами дополнительных и особых сексуальных услаждений, а сознательное использование супругами данной близости, чтобы, по крайней мере, один из них, не впал в блудное искушение (мысленное и/или физическое), являющееся тяжким (смертным) грехом.  

 

брак семья целомудрие зачатие грех цели брака

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий