На великий праздник Крещения Господня существует традиция освящения воды. Причем, такое же освящение совершается накануне, в крещенский сочельник (по гражданскому календарю соответственно 18 и 19 января). Эта традиция установлена как воспоминание крещения Господня на Иордане и как подготовка для крещения тех, кто готовился в этот день принять христианскую веру (т.н. «оглашенных»).
По этой причине и сам праздник получил тройное наименование: Богоявление – в честь открытого явления Сына Божия народу и согласного свидетельства о Нем Отца («Сей есть Сын Мой Возлюбленный») и Святого Духа (в видении голубя), Крещение – в честь крещения Господа Христа от Предтечи Иоанна в водах Иорданских и Просвещение – от обычая принимать в этот день христианское крещение.
Поскольку для совершения крещения необходимо погружение в воду, произошла традиция прежде эту воду освящать. И это освящение вместе с крещением совершали первоначально только накануне самого праздника Богоявления в сочельник. Когда Христианская Церковь заняла в тогдашнем цивилизованном обществе доминирующее положение (окончательно при имп. Юстиниане в сер. VI в.) и утвердилась традиция преимущественно детского крещения, тогда от торжественного некогда обряда крещения взрослых (оглашенных) остался только обычай освящения воды в сочельник Богоявления. Позднее стали совершать освящение воды также и в самый день праздника. Стали ходить для освящения на реки и источники, т.с. «ходить на Иордан».
Крещенская вода издревле почиталась великой святыней (великой агиасмой). Ее принимали кающиеся, находящиеся под епитимьей отлучения от Причащения за тяжкие грехи. Уже свт. Иоанн Златоуст замечает, что почерпнутая на праздник Крещения вода весь год, а то и два, три года не портится, оставаясь при этом свежей, как будто недавно налитой.
Начало мира – вода, начало Евангелия – Иордан», – восклицает свт. Кирилл Иерусалимский. О первом сказано: «И Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2), а о втором: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).
Вода, покрывающая собою земную поверхность и находящаяся во всех живых организмах, вода – лед, дождь и пар – на библейском языке означает основу видимого мира. «Славьте Господа, – восклицает псалмопевец, – Который сотворил небеса премудро…утвердил землю на водах» (Пс. 135:5-6).
Вода – знак милости Божией во время засухи и жажды (Ис. 43:20), вода – символ переменчивости, непостоянства (Пс. 57:8), вода (слезы) – признак раскаяния (Пс. 68:2), вода (потоп) – губитель греха (2Петр. 3:6), вода – знак очищения и благословения (Чис. 19:20).
Особенно важен для нас образ «воды живой», который употребил в Своей проповеди Господь на празднике Кущей, когда совершалось символическое возлияние воды из источника Силоамского в Иерусалиме: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7:37-38). Евангелист тут же делает пояснение: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7:39). Такой же образ употребил Христос и в беседе с самарянкой у колодца Иаковля (Ин. 4:10-14).
В церковном действии великого освящения воды нашли свое выражение многие из этих библейских образов, особенно евангельский образ «воды живой» – знак благодати Духа Святого.
С молитвою в воду погружается крест и вода, омывшая изображение распятого Христа, становится святою. С веществом воды преподается теперь незримая благодать Божия. Ей окропляются в знак очищения дома и она принимается с благоговением натощак в течение всего года.
Как необходима для тела человека вода, так же необходима для его души и благодать Божия. Насколько уместно звучат во время богослужения слова пророка Исаии: «Укрепите ослабевшие руки, и утвердите колена дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш…Он придет и спасет вас…и превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля – в источники вод» (Ис. 35:3-7), «и в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Ис. 12:3).
Добавить комментарий