Основная иллюзия моя заключалась в том, что я много лет упорно думала, что это взрослые обучают ребенка.
А речь пойдет о детях, и о том, почему они развиваются и чему-то учатся. И основная иллюзия моя заключалась в том, что я много лет упорно думала, что это взрослые обучают ребенка.
Главное, интересно и разнообразно подать информацию, увлечь ею, разжевать ее, и тогда ребенок всему научится. Хитрый такой глагол попался "наУчится", он возвратный, то есть обозначает, что некто "сам себя научит". То есть язык наш подсказывает, что только сам человек может себя научить, и никто другой.
В психологии, когда рассказывают студентам о факторах развития в курсе возрастной психологии, то называют три фактора:
Это азы психологии. И где здесь встраивается взрослый? Со своим учительством? На наследственность он не может повлиять. На собственную активность ребенка тоже: если вы будете ее пытаться инициировать извне, то скорее встретитесь с внешним или внутренним сопротивлением.
Осталась одна окружающая среда. Взрослый может создать для ребенка богатую, разнообразную среду для различных видов деятельности. И тут одно маленькое но: для различных видов САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ деятельности.
Мы в ВКОНТАКТЕ! Подписывайтесь!
Поделюсь своими примерами: у детей-дошкольников, с которыми я работаю, всегда на полке стоит поднос с пластилином, он в свободном доступе, любой желающий может в любое время подойти и взять этот материал и поработать столько, сколько ему захочется, и слепить то, что ему захочется.
Но поскольку детей много, и практически все дети любят лепить из пластилина, то на подносе каждый раз лежат небольшие кусочки пластилина разного цвета, иногда какой-то цвет заканчивается. Взрослые абсолютно не вмешиваются и никак не руководят этой деятельностью.
И вдруг мы увидели, какие шедевры начали делать наши дети! Просто потрясающие миниатюры из пластилина, со всеми деталями и правильными пропорциями. Я даже близко не могу их повторить!
Некоторые родители фотографируют эти поделки на память, не имея возможности все сохранять. Если заканчивается какой-то цвет, то дети его получают, просто смешивая другие цвета, как в красках. Как они этому научились, для меня по сей день остается загадкой? Просто они имели возможность самостоятельно работать по своему желанию, изучать свойства пластилина, взаимодействуя с ним и наблюдая, как работают другие дети.
Подписывайтесь! Мы в Одноклассниках!
Другой пример: Егорка (4 года). Он ходит к нам только летом, когда семья переезжает на дачу, каждый день, но до обеда. Когда он этим летом пришел снова, то примерно месяц мальчик глубоко ни во что не погружался, то одним материалом позанимается, то другим, периодически говоря, что ему скучно. Изредка брал в руки карандаш, но следы которые оставались на бумаге, даже и линиями можно было назвать с трудом.
И вдруг наступил момент, когда Егор созрел для настоящей работы. Он решил, что он хочет писать буквы. Как и почему он это решил - великая тайна его внутреннего мира, возможно потому, что практически все дети, которые старше него, - читающие, возможно оттого, что вокруг много разных букв, может еще по какой причине.
Но с той поры, Егор, как одержимый, рвался в детский сад "писать буквы". Он решил начать с печатных букв, подходил к плакату с печатным алфавитом, внимательно изучал ту, которую хотел написать и пытался воспроизвести ее на бумаге, иногда подходил к кому-то из взрослых или детей и спрашивал: "А какую букву я написал?" И так продолжалось в течение 2 месяцев ежедневно!
Он приходил и практически в течение 2,5 часов писал буквы, потом сидел довольный и радостный. С каждым днем количество исписанных листов, которые он ежедневно бережно забирал домой, возрастало. Мало того, приходя домой, он вместо дневного сна, прослушав книжку, которую ему читала перед сном няня, вскакивал со словами: "Я еще хочу потренироваться такую-то букву писать!"
В какой-то момент, когда ребенок изучил практически все буквы, я ему предложила перейти к написанию слов, но Егор довольно равнодушно отреагировал на мое предложение. К концу августа рука у мальчика настолько окрепла, что буквы он выводил не только уверенными четкими линиями, но и по размеру они были ровные, как на подбор.
И вот скажите мне, какая внутренняя сила толкала 4-летнего ребенка вкладывать столько усилий в освоение письма? Этот случай всегда вспоминаю с благоговейным трепетом перед внутренним учителем ребенка.
И кто в итоге научил ребенка? Взрослый или он сам себя? Под руководством взрослого ребенок теряет свободу, волю и интерес, я это неоднократно замечала. И ребенок никогда не достигает такого прогресса в развитии, как в результате собственной активности.
У меня теперь нет иллюзий, как и почему ребенок учится: среда, свобода и самостоятельность.
Все это есть у вашего ребенка? Тогда можете быть за него спокойны.опубликовано econet
Автор Татьяна Пальцева
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ua/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.Экология жизни. Психология: Когда вам кажется, что что-то идет в жизни не так, важно принять это более или менее...
23.11.2024 7546Экология жизни. Психология: Человек, склонный к порядку, ясно мыслит, знает, чего хочет. ХАОС среди вещей расскажет,...
24.11.2024 7104Экология жизни. Психология: Хронический ПРЕДАТЕЛЬ умеет показать себя с благоприятной стороны, он хорошо...
24.11.2024 6954Экология здоровья: ✅Многие люди жалуются, что стараются ПОХУДЕТЬ, а не получается. Возможно, все дело в типе едока, к...
24.11.2024 6882Экология здоровья: Уделите себе 60 секунд! Наиболее важная вещь, которую вам необходимо запомнить, это то, что...
24.11.2024 6810Экология жизни. Психология: Если в вашей жизни происходят нежелательные, НЕГАТИВНЫЕ СОБЫТИЯ, но вы еще не готовы к...
24.11.2024 6638Экология здоровья: Лечение язвы, так же как лечение любой болезни, — это лечение всего организма. Это означает, что в...
24.11.2024 6618Экология здоровья: ✅ПРОБИОТИКИ помогают усваивать пищу и улучшают ее питательность. Конкурируют с патогенами за...
24.11.2024 6510Экология здоровья: Адаптогены могут стать большим стимулом для здоровья женщин благодаря их способности улучшать...
24.11.2024 6458Рецепты полезной еды: Морковный хумус – кладезь белков, витаминов, аминокислот и минералов. Вместо традиционных...
24.11.2024 6290Экологичное родительство. ДОМАШНИЙ ПИТОМЕЦ для детей - это и товарищ по играм, и верный друг, и приятная забава....
24.11.2024 5756
Добавить комментарий